НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
 

Сервисный подход ускорит импортозамещение ИТ-инфраструктуры

30.11.2022
Увеличить

Игорь Абрамов, технический директор компании “Тринити”

Увеличить

Андрей Кельманзон, управляющий партнер направления “Аутсорсинг и сервисы” компании IBS

Увеличить

Александр Макаревич, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании “Сервионика”

В 2022 г. импортозамещение ИТ-инфраструктуры предприятий и организаций стало императивом, однако его реализация ускоренными темпами сопряжена с рядом трудностей.

Заказчикам приходится опробовать, закупать и развертывать новые для них отечественные продукты, навыки работы с которыми еще только предстоит приобрести, в условиях непривычной, зачастую менее качественной вендорской поддержки, одновременно продолжая эксплуатацию своих бизнес-систем и поддерживая существующую ИТ-инфраструктуру.

Очевидно, справиться своими силами с этими двумя параллельными задачами крайне сложно. Понимая сложившуюся ситуацию, отечественные интеграторы, сервисные подразделения дистрибьюторов и другие поставщики услуг ищут пути, как помочь заказчикам. И в качестве одного из наиболее эффективных способов решения данной задачи предлагают сервисный подход. Достаточно широко опробованный ранее на крупных аутсорсинговых проектах построения и поддержки ИТ-инфраструктуры он становится палочкой-выручалочкой для отечественных предприятий. Воспользовавшись управляемыми услугами, они могут избавить себя от задач проектирования импортонезависимого решения, конфигурирования, подбора и закупки аппаратных и программных компонентов, запуска в эксплуатацию и операционной поддержки.

Убедившись в достаточной производительности и надежности развернутого партнером решения, заказчики могут отказаться от старой импортной системы и мигрировать на новую отечественную, в перспективе приняв решение оставить ее поддержку и развитие на аутсорсинге у сервис-провайдера или поручить собственному ИТ-отделу.

Стремясь разобраться в этой актуальной теме, мы обратились к ряду отраслевых экспертов с предложением поделиться своими оценками ситуации в области замещения импортного инфраструктурного «железа» и ПО и сервисной поддержки и дать рекомендации отечественным предприятиям и организациям относительно применения сервисного подхода в нынешнее переходное время.

С чем столкнулись

«После ухода из России большинства иностранных вендоров аппаратных и программных решений мы наблюдаем лавинообразный рост запросов на импортозамещающие решения и постепенное осознание того, что обеспечить вендорские сервисы в формате „как было раньше“ на данном этапе затруднительно, — рассказал Александр Макаревич, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании „Сервионика“ (входит в Группу Т1). — Бизнес оказался на развилке. С одной стороны, в среднесрочной перспективе нужно обеспечить работоспособность существующей ИТ-инфраструктуры — в отсутствие привычной вендорской поддержки, стабильных каналов поставки ЗИП и дефицита квалифицированных кадров, но без потери надежности и доступности. С другой — в долгосрочной перспективе потребуется модернизация и развитие ИТ-инфраструктуры, в том числе и за счет перехода на отечественные аналоги аппаратных и программных решений».

По мнению технического директора компании «Тринити» Игоря Абрамова, если рассматривать физическую ИТ-инфраструктуру, то на сегодняшний день говорить о полноценном импортозамещении аппаратных средств явно рано. «По итогам 2021 г. лидерами российского рынка по поставкам ИТ-оборудования были Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, Yadro, Lenovo, Huawei. Структура рынка предложений аппаратных ИТ-решений в соотношении отечественного и зарубежного оборудования составляет примерно 20/80 в процентном соотношении», — пояснил он.

В то же время, по словам Игоря Абрамова, значительно выросла доля российских решений на базе зарубежных компонентов, при этом у многих компаний образовался настоящий зоопарк оборудования различного производства. Также остро встал вопрос поддержки западного оборудования, так как глобальные вендоры ушли с российского рынка и приостановили оказание сервиса на свое оборудование, закрыв склады с необходимыми комплектующими.

Мультивендорный сервис от «Тринити»

Технологическая поддержка оборудования корпоративной ИТ-инфраструктуры

«Тринити» — системный интегратор полного цикла и российский производитель оборудования для ИТ-инфраструктуры. 29 лет оказывает гарантийный сервис на собственную продукцию и сервисное обслуживание оборудования ведущих глобальных производителей.

Специалисты «Тринити» бесплатно проанализируют вашу ИТ-инфраструктуру, выявят вероятные риски простоя сервисов и неработоспособности оборудования, проверят их соответствие ожиданиям бизнеса, сформулируют SLA (соглашение об уровне сервиса), разработают для вас гибкий тариф с понятными затратами и результатом.

Мультивендорный сервис от «Тринити» — это:

  • Сервис-деск: сервисный портал для заказчиков с информацией о заявках, с доступом к документации по продуктам и рабочим инструкциям.
  • Собственная лаборатория и демо-стенд: запуск тестовых стендов для отработки процедур и формирования оптимальных решений.
  • Три линии технической поддержки: прием и распределение заявок, решение типовых заявок, решение сложных заявок специалистами экспертного уровня.
  • Склад и логистика: наличие собственных складских запасов и оперативная доставка для сокращения времени восстановления оборудования.
  • Поддержка заказчиков: техническая поддержка на русском языке 24×7, обучения для специалистов заказчика.

Типы поддерживаемого оборудования:

  • Серверы (архитектуры х86, RISC).
  • Системы хранения данных.
  • Ленточные библиотеки.
  • Программно-аппаратные комплексы.
  • Сетевое оборудование.

Поддерживаемые производители оборудования:

  • Зарубежные производители: Lenovo, Fujitsu, Dell EMC, Cisco, IBM, Intel, NetApp, HPE, Huawei.
  • Отечественные производители: «Тринити», «Рикор» и другие архитектуры х86 отечественного производства.

Наши клиенты:

  • ЕВРАЗ: диагностика и ремонт серверов критичной инфраструктуры систем SAP.
  • ПНППК: поддержка критичной инфраструктуры систем SAP.
  • «Уралэлектромедь»: техническое сопровождение инфраструктуры на протяжении 10 лет.
  • Технический университет УГМК: техническое сопровождение инфраструктуры и ЦОД.
  • МРСК Урала: техническое сопровождение ИТ-инфраструктуры на трех площадках.
  • «Монетка»: комплексное техническое обслуживание инженерных систем ЦОД.

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Ситуацию в области ПО прояснил Андрей Кельманзон, управляющий партнер направления «Аутсорсинг и сервисы» компании IBS: «Компании столкнулись с такой ситуацией, когда с одной стороны — если брать open source-решения — варианты для замещения есть, с другой стороны — нужно уметь в этом разбираться и иметь соответствующие компетенции, чтобы развернуть, проверить, разобраться с ошибками, выявить и учесть все аспекты с точки зрения безопасности и функциональности. Это сложный технологический процесс».

По его словам, рынок был в большинстве своем вендорский — западные решения покупались, внедрялись, партнеры их поддерживали и было понятно, куда эскалировать проблемы (вендору). «Сейчас, когда мы говорим об импортозамещении, рынок должен полностью поменяться. Задача непростая, но решаемая и в большей степени за счет open source и платформ, построенных на базе open source-решений», — отметил Андрей Кельманзон.

Что есть в наличии, что предстоит делать и кто может помочь

«В последние месяцы на рынке появилось внушительное количество отечественных разработок программного и аппаратного обеспечения, позиционируемых в качестве полнофункциональных аналогов привычных иностранных решений. Однако для тестирования возможностей их интеграции в инфраструктуру необходимо обладать концентрированной мультивендорной технической экспертизой, релевантным опытом внедрения, миграции и адаптации информационных систем, методологией тестирования и возможностями организации пилотных стендов. Без нужных компетенций и технологической базы даже крупным игрокам рынка невыгодно делать это собственными силами», — считает Александр Макаревич.

По его словам, усложнившиеся задачи требуют дополнительных управленческих, кадровых и финансовых ресурсов, но бизнес диктует свои правила. «Помощниками в поддержке и развитии ИТ-инфраструктуры готовы стать сервисные провайдеры», — отметил эксперт.

Стремительно меняется ситуация и в области поддержки инфраструктурного оборудования. «По нашим наблюдениям, количество запросов на сервисное обслуживание в этом году выросло в разы, причем это уже не разовые аудиты с точечным ремонтом, а именно комплексные проекты по мультивендорному сервису на весь парк ИТ-оборудования с поддержкой на один-три года», — рассказал Игорь Абрамов.

По словам Андрея Кельманзона, чтобы заниматься вопросом импортозамещения ПО с помощью open source и довести наработки до финальных коммерческих решений, нужно иметь большой опыт, обладать компетенциями и крепкими партнерскими связями. «Потребуются финансовые, человеческие, в том числе управленческие ресурсы. Нужны будут специалисты, которые смогут во всем разобраться. Они на рынке есть, но, к сожалению, не в таких масштабах, как необходимо, людей нужно учить и вкладываться в их развитие», — отметил он, подчеркнув, что все это недешево, к тому же этот путь на рынке в таком масштабе еще никто не проходил. «Да, есть open source-решения и очень неплохие: Postgres PRO, „Мой офис“, „Планета“ и др. Но пока это не совсем те объемы», — считает эксперт.

Как полагает Андрей Кельманзон, чтобы серьезно говорить об использовании open source-решений, надо обладать всеми необходимыми (как вендору) компетенциями: отвечать за то, как это работает, устанавливается, поддерживается, как решаются инциденты. «Как правило заказчик хочет от этого дистанцироваться и иметь надежного партнера, которому можно доверить эти процессы, который сможет гарантировать, что то, что он получил — будет работать как ожидается. Без структурированного профессионального подхода к использованию продуктов не обойтись. Должны быть компетенции по вопросам развития, оптимизации, работы с пользователями и пр. У системных интеграторов есть многолетний опыт и соответствующие компетенции», — отметил он.

Практические советы и предложения

По словам Александра Макаревича, компания, работающая по сервисной модели, может оказать содействие по нескольким направлениям, самое очевидное из которых — вендорозамещение. «Обладая накопленной экспертизой, такая организация выступает в роли центра компетенций по технической поддержке решений ключевых вендоров, обеспечивая триаду любого сервиса: мозги — руки — комплектующие», — пояснил он, добавив, что в «Сервионике» решили пойти дальше и выделили апробацию новых решений в отдельное направление.

«Налажено постоянное взаимодействие с отечественными производителями ПО и оборудования, развернуты стенды и лаборатория, где мы тестируем решения как по отдельности, так и в связке с уже существующей инфраструктурой на зарубежных решениях. Это позволяет оценить возможные точки отказа и обезопасить заказчика от рисков в будущем, — рассказал Александр Макаревич. — Мы поставили на поток анализ функционала и ремонтопригодности наиболее популярных на рынке решений, и теперь можем оперативно давать рекомендации нашим клиентам по выбору той или иной платформы, избавляя их от необходимости вкладывать средства в аренду или приобретение продуктов, применимость которых может оказаться спорной».

«Мы в „Сервионике“ решили пойти дальше и выделили в отдельное направление апробацию новых решений. Налажено постоянное взаимодействие с отечественными производителями ПО и оборудования, развернуты стенды и лаборатория, где мы тестируем решения как по отдельности, так и в связке с уже существующей инфраструктурой на зарубежных решениях. Это позволяет оценить возможные точки отказа и обезопасить заказчика от рисков в будущем».

По его словам, линейка исследуемых решений включает в себя серверное оборудование и СХД, операционные системы и офисные пакеты, программы визуализации и распознавания текста, сетевое оборудование, копировально-множительную технику, оборудование для ритейла. В рамках сервисной модели компания готова предоставлять заказчикам не только отдельные компоненты ИТ-инфраструктуры, но и полнофункциональные программно-аппаратные комплексы, кастомизированные под решение конкретных бизнес-задач.

«Сложности пока есть, прежде всего связанные с подбором, адаптацией и обеспечением работоспособности „тяжёлых“ решений, специализированного отраслевого ПО, hi-end оборудования. Но со временем и эти задачи будут решены», — уверен Александр Макаревич.

Если раньше была гарантийная поддержка от вендора на часть оборудования, и компании предпочитали пользоваться именно ею, то сейчас наиболее оптимально делать общий сервисный пакет с поддержкой всего оборудования, считает Игорь Абрамов. По его словам, у этого подхода есть целый ряд преимуществ:

  • в первую очередь это оптимизация расходов на сервис — значительная экономия средств достигается за счет формирования единого сервисного пакета на весь парк ИТ-оборудования;
  • упрощается процесс управления сервисными контрактами и их продлениями;
  • гибкие условия предоставления сервиса под индивидуальные требования каждой отдельной компании с различными SLA в зависимости от критичности инфраструктуры;
  • и, конечно, снижение санкционных рисков.

При выборе поставщика таких услуг Игорь Абрамов рекомендует в первую очередь рассмотреть следующие факторы:

  • наличие в своем штате сертифицированных инженеров по ключевым западным производителям оборудования, включая тех, чье оборудование использует компания;
  • наличие у поставщика собственного склада с комплектующими и расходными материалами;
  • налаженные цепочки поставок с альтернативными рынками и возможность работы по схеме параллельного импорта.

«Если же говорить именно про российское ИТ-оборудование, которое появилось на рынке относительно недавно и за последний год ускоренно эволюционирует за счет политики импортонезависимости, то тут чаще всего возникают вопросы к качеству продукции — сборки, встроенного ПО, упаковки, — сообщил Игорь Абрамов. — Здесь мы рекомендуем тщательно выбирать производителя оборудования и брать расширенную гарантию».

По его словам, критерии выбора производителя могут быть, например, следующие:

  • возраст компании — как давно она представлена на рынке, занимается производством и сборкой оборудования;
  • наличие отдела контроля качества производимой продукции;
  • наличие собственных складов с подменными комплектующими и ЗИП-пакетами;
  • собственный отдел сервисной поддержки, либо сеть сервисных партнеров;
  • разнообразие выбора уровней гарантийной поддержки — данный факт говорит о внимании руководства компании к развитию направления сервиса и гарантии, а также о более широких возможностях оказания такой поддержки. Расширенная гарантия позволит обеспечить наличие ЗИП-пакетов для оборудования критически важных систем и сроком восстановления до NBD («на следующий рабочий день»).

Услуги по альтернативной технической поддержке информационных систем SAP

Компания «Витте Консалтинг» предоставляет российским клиентам услуги по технической и методологической поддержке SAP-систем в связи с уходом с российского рынка компании SAP SE.

Услуги оказываются по трем направлениям:

  • техническая поддержка текущей конфигурации системы;
  • методологическая и техническая поддержка системы в части реализации изменений российского законодательства;
  • консультационная поддержка по сложным вопросам эксплуатации.

В «Витте Консалтинг» создан Центр альтернативной поддержки информационных систем SAP, эксперты которого осуществляют работы по поддержке системы в актуальном и работоспособном состоянии, анализируют систему для выявления причин возникновения ошибок, проводят работы по их устранению и исключению повторного появления. Персональный менеджер поддержки ведет координацию работы экспертов в рамках каждого проекта.

Услуги позволят бизнесу:

  • обеспечить стабильную работу имеющихся систем SAP в ситуации отсутствия официальной поддержки вендора;
  • актуализировать настройки системы в связи с изменениями российского законодательства;
  • сохранить инвестиции, вложенные в автоматизацию процессов, в создание ИТ-инфраструктуры на основе SAP-систем.

Поддержка осуществляется по всем системам и модулям SAP: от SAP ERP и SAP HCM до внедрения и сопровождения решений SAP S/4HANA в облачных сервисах Microsoft.

Компания «Витте Консалтинг» более 18 лет на рынке, специализируется на разработке и внедрении технологий для решения задач по автоматизации бизнеса в сфере управления информационными активами, производством и управления персоналом. Реализует системы управления предприятием и организационными изменениями. Оказывает услуги в области внедрения, разработки, поддержки и развития систем автоматизации бизнеса. Имеет собственный центр разработки. В настоящее время в «Витте Консалтинг» работает более 200 экспертов с многолетним опытом проектной деятельности, а в портфеле компании — более 40 проектов внедрения и сопровождения систем SAP. Входит в группу компаний «Айтеко».

ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ

Что касается импортозамещения ПО, то Андрей Кельманзон советует относиться к этому процессу взвешенно: «Одновременно решить все задачи невозможно. К тому же дорого».

По его словам, в первую очередь необходимо провести аудит и приоритизировать ИТ-ландшафт. Это даст понимание жизненного цикла систем, поможет разобраться, какие системы зависят от геополитики, а какие — нет. И построить корректную управляемую программу преобразований для обеспечения работоспособности предприятия.

Далее стоит рассмотреть решения, которые находятся на территории РФ. Важно понять, что надо сделать, чтобы продлить их жизненный цикл и с чем можно столкнуться при их эксплуатации без поддержки вендора. «Эти задачи сейчас успешно решают системные интеграторы в рамках услуги альтернативной вендорской поддержки. Но еще раз подчеркну — сначала необходимо выделить процессы и решения, с которыми нужно срочно разобраться, и отделить их от тех, которые могут подождать», — отметил Андрей Кельманзон.

Он считает, что важно:

  • четко понимать текущую функциональность решений;
  • выделить приоритетную для бизнеса функциональность;
  • понять, как может быть реализована приоритетная функциональность;
  • определить, в каких системах она реализована;
  • определить, какие системы находятся в зоне риска с точки зрения текущей геополитической ситуации;
  • выстроить тактический и стратегический план замены своего ИТ-ландшафта на импортонезависимые решения.

К чему придем

Очевидно, пока оценивать общий уровень импортозамещения ИТ-инфраструктуры сложно. По словам Андрея Кельманзона, говорить о импортонезависимых технологических безопасных решениях можно будет, когда мы откажемся от зарубежных вендоров и продуктов, и перейдем на решения, созданные на территории РФ, обеспечив их поддержку и функциональное развитие.

«Сейчас многое делает Минцифры — объединяя отраслевые компетенции стратегических предприятий и цифровые компетенции системных интеграторов для создания технологически безопасных отраслевых решений. Это фокусирует усилия и позволяет сделать процесс управляемым и прогнозируемым», — отметил эксперт.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Долг данных — бизнес-риск, о котором вы даже не подозревали
Чтобы смягчить дорогостоящее воздействие «долга данных» (data debt …
Gartner: цифровая трансформация переходит в ИИ-трансформацию — что это значит для СIO
Габриэла Фогель, старший директор-аналитик практики Executive Leadership …
Решение проблемы дрейфа облачной инфраструктуры
Дрейф инфраструктуры — это не просто техническая …
Платформенный инжиниринг в 2024 году: в лучшем случае на начальном этапе
Неудачи DevOps продолжают подталкивать организации к созданию …
API-тренды 2025: фокус на разработчиках
Для индустрии прикладных программных интерфейсов (API) ключ …