2022 год оказался одним из самых сложных для отечественной телеком-индустрии. Большую роль в изменениях в отрасли сыграли глобальные события, а главным трендом стала необходимость обеспечения непрерывности бизнес-процессов в условиях турбулентности, последовавшей за вводом санкций и уходом зарубежных вендоров. Тем не менее, российский рынок остается живым, развивается и растет. Операторы проявляют активный интерес к отечественным разработкам для замены зарубежного ПО, продолжают своевременно реагировать на изменения в спросе населения и быстро предлагать новые услуги. Рассмотрим, что ожидает телеком-индустрию в следующем году.
Непрерывность бизнес-процессов
В условиях высокой неопределенности компании стремятся в первую очередь сохранить стабильную операционную деятельность и минимизировать ее зависимость от внешних факторов. Все возможные сбои и меры по кризисному реагированию включаются в плановую работу. Расширяются резервные списки поставщиков для исключения рисков приостановок поставок, к примеру, из-за внезапного разрушения деловых контактов или нарушения логистических цепочек. Предприятия в целом пересматривают свои стратегии обеспечения непрерывности бизнеса и разрабатывают планы развития с учетом потенциальных рисков. Например, если говорить о телеком-отрасли, операторы сосредотачиваются на обеспечении отказоустойчивости систем, развитии локальной экспертизы или использовании отечественного ПО.
Миграция с зарубежного ПО
События текущего года побудили многие компании пересмотреть свои ИТ-стратегии и сделать переоценку рисков работы с поставщиками в зависимости от их географического происхождения. Мы наблюдали значительный рост интереса к отечественному ПО и решениям на базе открытой цифровой архитектуры. Так, повышался спрос на полностью российские разработки от отечественных производителей. Более того, за последние полгода многим операторам пришлось провести значительную работу и отказаться от использования некоторых зарубежных облачных сервисов, заменив их на отечественные продукты и решения. Тем не менее, бизнес осторожно относится к серьезным большим трансформациям и часто занимает выжидательную позицию в вопросах замещения core-систем, составляющих ядро инфраструктуры организации. Это, например, ERP, билинг и др.
В то же время мы твердо верим, что на фоне тенденции ухода западных поставщиков тренд перехода на отечественное ПО сохранится. Ведь невозможность поддержки и обновления зарубежных продуктов зачастую не только останавливает развитие компании, но и повышает риски информационной безопасности и возникновения аварийных ситуаций. Кроме того, переход на отечественное ПО является обязательным в соответствии с требованиями законодательства для некоторых отраслей. Поэтому акцент на грамотное планирование ресурсов и меры по отработке российских решений на различных площадках будут одними из приоритетов для ИТ-департаментов в следующем году.
Модернизация бизнес-процессов и упрощение архитектуры
Наличие разрозненных систем значительно снижает эффективность многих бизнес-процессов, а сложная архитектура затрудняет использование и обслуживание всей инфраструктуры. Поэтому еще одной актуальной задачей, стоящей перед телеком-отраслью, является внутренняя техническая трансформация. Она включает не только замену устаревших систем и переход на конвергентные платформы, но и оптимизацию всей продуктовой линейки и клиентского обслуживания. Компании будут стремиться навести порядок в своем ИТ-периметре, чтобы достичь более эффективного управления всей системой, улучшить качество предоставляемых услуг и быстрее выводить новые сервисы на рынок. В рамках такой внутренней трансформации, на наш взгляд, будут востребованы микросервисная архитектура, low-code и Open Source-решения.
Перестройка корпоративной культуры
В текущем году компании активно продолжали улучшать коммуникацию с сотрудниками, оказывать необходимую поддержку и быстро реагировать на кризисные события. Важно было честно и открыто рассказывать о трудностях, связанных с внешними условиями и неопределенностью на рынке, поддерживать сотрудников в стремительно меняющемся ландшафте. Мы ожидаем, что работа над увеличением гибкости, прозрачности и адаптивности корпоративной культуры продолжится и в будущем году. Кроме того, для общей оптимизации затрат бизнесу будет необходимо быстро обучать новых сотрудников и вовлекать их в деятельность компании. Поэтому особое внимание будет уделено подходам к комфортной адаптации и последующей оценке качества выполняемого объёма работ, то есть пользы конкретного сотрудника, которую он приносит организации.
Достижение этих целей возможно благодаря созданию инфраструктуры для эффективного взаимодействия внутри компании и синхронизации операционных процессов разных подразделений. Отсюда появляется интерес к решениям для управления цифровым опытом сотрудников и корпоративным порталам.
Рационализация затрат и ориентация на краткосрочные проекты
Новая реальность, с которой столкнулся бизнес — это нестабильная экономическая ситуация, ограничение доступа к дешевым кредитным ресурсам и приостановка большинства долгосрочных инвестиций. Компании стали проявлять меньше интереса к прорывным инновациям, требующим объемных вложений и при этом не имеющим успешных кейсов монетизации. Фокус сместился на технологии для повышения ценности бизнеса или решения конкретных задач с прогнозируемой выгодой в краткосрочном периоде. Оптимизация затрат и минимизация рисков выходят на первый план. Как следствие, компании стремятся найти надежных партнеров, стабильно предоставляющих им решения вне зависимости от внешних факторов, и больше ориентируются на небольшие проекты, приносящие быстрые результаты.
В заключение хочется отметить, что 2022 год выдался сложным, но интересным. Уход иностранных вендоров заставил операторов искать новые способы поддержки непрерывности бизнес-процессов и дал толчок развитию разработки отечественного ПО. Импортозамещение останется одним из главных трендов в ближайшие несколько лет, и мы сможем наблюдать быстрое совершенствование российских технологий.