Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил подготовленный в рамках Мониторинга экономики образования (МЭО) аналитический доклад, в котором рассматриваются вопросы формирования цифровой образовательной среды в организациях различных уровней, процесс накопления цифровых навыков и требования к ним на рынке труда.

Цифровая трансформация на разных уровнях образования происходит неравномерно.

Ресурсная обеспеченность организаций вне зависимости от уровня образования выше в крупных и средних городах. Дифференциация по типу населенного пункта (городское или сельское поселение) существует как в случае с цифровой инфраструктурой, так и с цифровыми навыками.

Наиболее благоприятные условия для цифровизации складываются в сфере высшего образования. Несколько отстает школьное сообщество. Хуже всего ситуация в сфере СПО — из-за отсутствия единой концепции в рамках государственной политики и системной поддержки внедрения ИКТ в работу профессиональных образовательных организаций.

Более всего оснащены компьютерами, мультимедийным, серверным, интерактивным оборудованием, высокоскоростным интернетом ведущие вузы. Также их цифровая среда наполнена более разнообразными сервисами. Но и в них показатели оснащенности современными компьютерами, сетевым оборудованием и др. не выходят на уровень 90–100%, почти половина компьютерного парка «старше» пяти лет.

На каждой ступени образования у педагогов существуют дефициты цифровых навыков. Не стала исключением и наиболее компетентная группа — преподаватели вузов, в т.ч. ведущих: ректоры признают необходимость совершенствования компьютерных навыков (включая работу со специализированным ПО) у значительной части преподавателей. Только в 50% вузов их умения были оценены на «хорошо».

Выпускники средней школы обладают базовым набором цифровых компетенций, составляющих основу цифровой грамотности, и общей цифровой культурой. Качественный скачок в накоплении цифровых навыков происходит при переходе из 9-го в 10-й класс. А это значит, что абитуриенты вузов имеют более богатое цифровое портфолио, чем абитуриенты программ СПО, и лучше подготовлены как к продолжению обучения, так и к выходу на рынок труда.

Студенты СПО значимо отстают от своих сверстников — студентов 1-2 курсов вузов, в некоторых аспектах — проигрывают и старшеклассникам. Прежде всего обращает на себя внимание отставание по базовым цифровым навыкам. Внутри уровня СПО заложены разные темпы их освоения в зависимости от ступени обучения (подготовка специалистов среднего звена или квалифицированных рабочих, служащих), что создает условия для усиления цифровой эксклюзии обучающихся рабочим профессиям.

Наиболее разнообразные практики использования цифровых сервисов и инструментов применяют студенты вузов, демонстрируя наращивание цифровых навыков по мере прохождения обучения. Учащиеся начальных курсов опережают старшеклассников, несмотря на минимальный возрастной разрыв. Студенты магистратуры имеют существенно более высокий уровень цифровых навыков по сравнению со студентами бакалавриата и специалитета. Существует значимая дифференциация и по направлениям подготовки: студенты математических, ИКТ- и технических направлений существенно опережают своих сверстников, а для остальной части обучающихся характерно отставание (гуманитарные, медицинские, сельскохозяйственные науки).