НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-бизнес:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
 

Опыт Cliсk: как Рустам Файзиев и его команда изменили жизнь в отдельно взятой стране

Юрий Николаев | 13.02.2023

Сегодня мы не представляем свою жизнь без онлайн-переводов и платежей, сложно вспомнить, что еще совсем недавно приходилось ездить за деньгами на другой конец города или стоять в очередях, чтобы оплатить мобильную связь с комиссией в 5-10%. В Узбекистане появление и массовое распространение онлайн-платежей связано с платежной системой Click, идейным вдохновителем и главным разработчиком которой является Рустам Файзиев. Мы встретились с заместителем генерального директора по развитию Системы CLICK в ООО «CLICK», чтобы узнать, как проходило создание, внедрение и развитие платежной платформы, которой удалось в корне изменить ситуацию в узбекском банковском секторе и сфере услуг.

Почему до вас никто не «брался» за эту проблему в Узбекистане? Почему, на ваш взгляд, Click стал настолько успешен, что своим появлением буквально ознаменовал новую эпоху?

На самом деле, брались, проект Click был не первым. Это направление в 2010-х называлось «розничным банковским сектором», потому что даже термина «финтех услуги» на тот момент в Узбекистане не было.

Я собрал третью команду, которая начала заниматься разработкой решений для розничного финансового сектора, точнее даже — банковского сектора, ведь в то время предоставление услуг удаленной оплаты за третьих лиц требовало получения банковской лицензии.

Первой была «дочка» компании UzPaynet (запустила систему быстрых платежей в Узбекистане в 2006 году — прим. ред.). UzPaynet тогда была очень успешна, и хотела предложить потребителям не только платежи через агентскую сеть, но и удаленную оплату, планировали начать с создания электронных кошельков, но у них не вышло, подвела бизнес-модель. Второй компанией была smstolow, которая развивалась при Торгово-промышленной палате и поддерживалась государством, потом ее выкупил USM Холдинг, им тоже не удалось создать продукт, который бы заинтересовал массового потребителя.

И вот в 2011 году я со своим другом и коллегой IT-архитектором Баходыром Абдукадыровым обратился к этому вопросу. Наша команда решила начать свой бизнес в качестве разработчика банковских систем, то есть мы разрабатывали Click, чтобы предоставлять свой софт банкам, а банки бы уже предоставляли своим клиентам все возможности Click. То есть на старте нашими клиентами были не столько конечные потребители, сколько банки.

Думаю, что Click оказался очень успешным, потому что и я, и Баходыр к тому моменту более десяти лет работали в банках и прекрасно понимали, что нужно банкам и что необходимо их клиентам, мы изначально разрабатывали Click как законченную платформу, которая решает широкий спектр вопросов.

Успех Click во многом был предопределен нашим подходом и желанием сделать действительно нужный и полезный продукт. Я потратил очень много времени, чтобы это все легализовать, чтобы разработать такую схему перемещения и учета денежных средств и техническую архитектуру, которая учитывала бы и интересы пользователей, и контролирующих органов. На это ушел год и только в 2012 году была запущена первая версия Click, которая уже имела все юридические основы для деятельности. Мой опыт работы в банковском секторе здорово помогал, я умел говорить с банками и объяснять им, какие у них боли и как в этой ситуации можно развиваться.

Компании, которые были до нас, не уделяли внимание проведениям платежей на стороне банка, вопросам учета денежных средств, они занимались только клиентской частью, а все остальное предполагали возложить на банки. Успех Click объясняется, в первую очередь тем, что мы создали готовое решение, которое в полной мере решало задачи и банков, и их клиентов, им было просто пользоваться и тем, и другим.

Какова была обстановка в России и в мире в этом вопросе на тот момент?

Надо понимать, что развитие именно электронной коммерции, финтеха, банковской розницы в Узбекистане и в России кардинально отличается. В Узбекистане, когда мы делали Click, розничное направление для банков, было убыточным, такого в России не было. В то время в Узбекистане банковский контроль был очень сильным: государство требовало от банков, чтобы они выпускали пластиковые карты за свой счет, бесплатно проводили транзакции и для клиентов, и для торговых точек, кроме того, банки были вынуждены привлекать депозиты под огромные проценты. Тогда можно было взять кредит, положить деньги на вклад и заработать на этом. Банковский сектор полностью управлялся и контролировался государством и в некоторых сферах даже датировался. Поэтому работа с физлицами была банкам не интересна, они были полностью ориентированы на корпоративный сектор. Click как компания выстрелила, потому что мы показали банкам, как зарабатывать на розничном секторе.

В России же в тот момент очень хорошо развивалась банковская розница: Альфа-банк очень активно выпускал новые продукты, потом Сбербанк начал выпускать свои карты, хотя, конечно, перевода между картами еще не было, его активное развитие началось в 2015 году.

В 2011 году Сбербанк только-только раскручивался, как раз переходил на Visa и Mastercard. До этого у них были карты Duet, офлайн-карты.

Тот же Альфа-банк делал USSD-банкинг, но это был уже 2013 год. А в 2011 году, когда мы запускали Click, стартовал и африканский проект M-Pesa. В него инвестировал мобильный оператор Vodafone. Он вкладывал, чтобы развивать в Кении систему M-Pesa, которая очень похожа на первую версию Click. Только мы Click от имени банка делали, а M-Pesa напрямую получила лицензию от правительства Кении и вытеснила с рынка все банки, став фактически монополистом. Сейчас M-Pesa представлена и в Бангладеш под названием BKash.

По сути, M-Pesa был единственным конкурентом Click на мировом уровне. В России конкурентов в 2011-2012 годах не было. Да, Альфа-банк запустил USSD-банкинг, но сильно на него упор не делал, потому что в России никто до сих пор не верит, что это направление могло интенсивно развиваться. Хотя, конечно, его время прошло. Но в тот момент USSD-банкинг был крайне успешным, потому что он захватывал все виды телефонов, не нужно было даже мобильного интернета и даже когда отрицательный баланс и сам телефон заблокирован, USSD работает. В Узбекистане этот формат очень мощно выстрелил.

С представителями Сбербанка мы тоже встречались в 2014 году и рассказывали им про систему Click и то, что переводы с карты на карту делаем по номеру телефона, что вызвало у них абсолютное восхищение. Неудивительно, что в 2015 году Сбербанк тоже запустил эту функцию! Это стало мощным триггером для развития Сбербанка: многие открывали там карты, чтобы иметь возможность получать деньги от других людей, ведь переводы были моментальными и беспроцентными (как раз тот функционал, который Click реализовал тремя годами раньше).

Опять-таки, в те годы в России была значительно больше развита электронная коммерция, был большой запрос на проведение онлайн-оплат и создание мобильных приложений. В Узбекистане в 2011 году скорее каменный век был.

Как и почему решили взяться за этот вопрос?

Я был автором идеи, первой версии Click и считал, что нужно сосредоточиться именно на USSD-банкинге. К тому моменту я уже успел поработать в двух банках: Национальном банке Узбекистана и ASIA ALLIANCE BANK и видел, что не хватает клиентам. Я понимал, что изначально не стоит делать Click в виде мобильного приложения или веб-сайта, потому что люди тогда гораздо меньше пользовались интернетом. Если не ошибаюсь, в 2011 году в Узбекистане всего 17% составляли смартфоны, а все остальное — кнопочные телефоны. Поэтому идея в виде USSD меню сделать проверку баланса карты, оплату мобильной связи, коммунальных услуг и услуг интернет-провайдеров была очень актуальна и своевременна.

Мы с Баходыром Абдукадыровым каждый день обсуждали эту идею, обдумывали, конструировали, улучшали, готовили проект к реализации, в мыслях собирали команду, думали, как можно привлечь инвестиции.

Было решено приложить все свои силы, потому что было понимание, что именно сейчас такого продукта как Click очень не хватает на узбекском рынке и его появление действительно поможет людям, сделает их жизнь проще и спокойнее.

Как раз тогда получили распространение онлайн-карты нашей отечественной процессинговой системы UzCard и мы придумали, как привязать карту к номеру телефона, чтобы в дальнейшем проводить с него оплаты.

Первоначально можно было пополнять баланс у операторов сотовой связи и услуги интернета, потом системой Click заинтересовались пиццерии, и только через год или два нам удалось договориться о приеме платежей за коммунальные услуги.

Как происходил поиск инвесторов? Почему вам поверили?

Честно говоря, когда у меня рождается какая-то идея, я не стесняюсь о ней рассказывать всем окружающим, я с радостью делюсь, слушаю советы. Мне не страшно, что кто-то может украсть мой замысел, я уверен, что никто не может реализовать мои задумки лучше меня.

Вот и с Click было так же, я всем подряд рассказывал о своей задумке, делился планами. Рассказал и своим одноклассникам. Один из них — Улугбек Рустамов сейчас является CEO нашей компании. Как оказалось, его братья, опытные успешные бизнесмены, в то самое время вынашивали идею сделать узбекский Google, создать компанию, которая бы занималась в Узбекистане развитием IT-проектов, развивать онлайн-коммерцию. В голове Улугбека две эти идеи совпали, ведь нельзя развивать интернет-торговлю без возможности онлайн-оплаты.

Улугбек организовал нашу встречу со своими братьями, которые в дальнейшем и стали инвесторами проекта и основными владельцами Click. А до этой судьбоносной встречи мы выходили на компанию UzPaynet, обращались к руководству банка, в котором я работал, к мобильным операторам и интернет-провайдерам, но не получили поддержки. Даже сейчас, не то, что десять лет назад, привлекать инвестиции под IT-проекты в Узбекистане очень сложно.

Думаю, что нам поверили так как у нас горели глаза, наши идеи были очень близки братьям Рустамовым, ну и важную роль, конечно, сыграл мой бэкграунд, банковский опыт, реализованные проекты, те рекомендации и отзывы о моей деятельности, которые они смогли получить.

Как вам удалось собрать вокруг себя команду, которой под силу оказался такой вызов? Что было сделано для того, чтобы команда разработчиков в кратчайшие сроки представила рынку абсолютно новый продукт?

В ноябре 2011 года, когда у нас появилось финансирование, я уже знал, что делать, ведь большой объем подготовительной работы был проведен заранее. Быстро была собрана команда: я пригласил в проект еще четырех программистов, которых прекрасно знал еще до Click, они все работали в моем подчинении в банке. Всего в проекте было шесть программистов, Улугбек взял на себя функции руководителя. Сегодня даже сложно представить, что первоначально в штате было 8 сотрудников, ведь за 11 лет Click увеличился до 400 человек.

У меня была очень важная задача: собрав команду, предстояло поставить ей правильные задачи, создать условия для работы и конструктивного взаимодействия.

К сожалению, в кратчайшие сроки представить рынку новый продукт не удалось: первую версию Click, которая хоть как-то работала и могла проводить платежи, удалось показать инвесторам только в мае следующего года, то есть через семь месяцев. А показывать рынку наш продукт мы стали только в сентябре, заключив контракт с InFinBank и Agrobank. Вот их сотрудники и стали первыми пользователями Click, благодаря которым и запустилось «сарафанное радио», ведь первые четыре года мы рекламу вообще не делали. Первый миллион пользователей мы собрали именно благодаря «сарафану»!

На самом деле, Click — это не первый ваш технологический проект, значительно изменивший финансовый рынок Узбекистана. До этого были авторские разработки для Национального банка Узбекистана — система WS-PERSONAL, которая на новый уровень вывела автоматизацию всех внутренних процессов учреждения, а также IB-2 — сервис интернет-банкинга, который во многом предопределил стремительное развитие и укрепление рыночных позиций ASIA ALLIANCE BANK. Вы всегда брались за сложные вызовы и ставили перед собой цели, перед которыми другие отступали. Какие ваши качества помогали вам всегда добиваться успеха?

Наверное, первое качество, которое мне помогает во всех начинаниях, это то, что я всегда очень сильно погружаюсь во все свои проекты. Я не устаю думать о проекте, обо всех его нюансах пока не объясню разработчикам, что нужно сделать и не получу от них необходимый результат, или пока сам не сделаю. Думаю, что это дает мне значительные преимущества перед конкурентами, ведь кто-то, разрабатывая аналогичный проект уделяет ему всего два-три часа в день, а я — все двадцать. Думаю о своих проектах даже во сне, и утром, как правило, просыпаюсь с новыми мыслями и свежими идеями.

Второе качество, это то, что когда я берусь за новые проекты, то в первую очередь думаю не о деньгах, не о прибыли, которую смогу получить, а о том, что это даст людям, насколько будет полезно пользователям и потребителям.

Например, WS-PERSONAL — система внутреннего кадрового учета и документооборота Национального банка Узбекистана, хоть это и авторский проект, не принес мне прибыли, но очень сильно повлиял на мою репутацию в банковской среде.

IB-2, то есть интернет-банк нового поколения, тоже был скорее имиджевый проект, то ест я от имени ASIA ALLIANCE BANK показывал, каким должно быть корпоративное банковское обслуживание в IT-сфере. Продукт действительно получился таким крутым, что локальные разработчики автоматизированных банковских систем (АБС), было всего три компании, которые разрабатывали системы для узбекских банков, очень сильно запереживали и, после того как мы представили IB-2, все силы бросили на то, чтобы не упустить рынок и через шесть месяцев выпустили свой продукт, который уже давал все те возможности, которые мы придумали в IB-2.

В Click то же самое, я начал строить бизнес не на том, что буду зарабатывать огромные деньги, а мечтал о том, как буду упрощать жизнь людям. Как сделать деньги, когда Click получит большое количество пользователей, придумаю потом, говорил тогда я.

Такой мой подход разделяли и Улугбек, и Баходыр. Помню, что с 2012 года до конца 2013 года мы ни копейки не заработали: ни мобильные операторы не платили проценты, ни процессинг UzCard не платил нам деньги, а то, что платили нам банки, было совсем мизерными суммами, потому что комиссия была небольшая, мы только за счёт инвестиций и держались. Инвестиции позволяли нам выплачивать заработную плату программистам и обновлять серверный парк.

Только в 2014 году Click стал получать прибыль. Понадобилось три года, чтобы компания начала зарабатывать, хотя у нас уже было сотни тысяч клиентов. Почему? Потому что на первом этапе все внимание было сосредоточено на том, как сделать удобно, даже если это будет бесплатно.

Сегодня можно сказать, что система Click абсолютна уникальна, ее функционал значительно превосходит мировые аналоги. Как вы пришли к решению охватить такой широкий спектр каналов для предоставления услуг пользователям?

Мы начинали с самого доступного канала — это USSD-банкинг. Неважно, какой у вас телефон у вас, есть, там мобильный интернет или нет, вы могли использовать Click. Надо также понимать, что в то время мобильный интернет был очень дорогим, да и покрытие по стране было очень плохое.

Только в 2014 году мы выпустили своё первое приложение для IOS и Android. Конечно, это было совсем не то приложение, которое сейчас все знают. Оно называлось Click-Помощник и давало возможность в более удобном виде проводить оплаты. С появлением переводов у нас появился Click Lite. Именно с него в Узбекистане началась эпоха финтех-приложений, это было первое приложение для массового пользователя, работающее через мобильный интернет. Мы увидели тенденцию роста смартфонов, ведь в 2011 году их было всего 17 %, а 2015 году уже 37 %, поэтому стали совершенствовать наше приложение для пользователей смартфонов.

Году в 2018 на рынок Узбекистана буквально ворвались мессенджеры. Сначала WhatsApp, потом Telegram. Тогда же мы запустили своего первого бота в Telegram, тогда еще даже не было платформы Telegram Bot. Мы стали общаться с командой Дурова, когда они уже создали Telegram Bot и разрабатывали Telegram Bot Payments, переводя нашего бота на их новую платформу. Параллельно мы запустили десктопную версию Click.

У нас появились все эти каналы предоставления услуг, потому что мы всегда думали о клиентах. Знаете, почему было решено запустить бота в Telegram? В Узбекистане у очень многих пользователей не было и до сих пор нет e-mail адреса, поэтому установка приложений из Play Market или AppStore была им недоступна. Им приходилось обращаться к какому-то «компьютерщику» в торговом центре, чтобы тот установил им необходимый пакет программ. К сожалению, у нас не получилось договориться с каждым таким умельцем, чтобы наряду с браузером и «шариками», они устанавливали Click, но в пакете установки всегда присутствовал Telegram, поэтому мы обратились к потребителям через Telegram.

Вы уже говорили, что в первые годы вы вообще не тратились на рекламу. А как происходило внедрение Click?

Штат у компании был очень небольшой, поэтому я сам, Улугбек, Баходыр, иногда наши разработчики проводили обучающие семинары для банкиров.

Договорившись о сотрудничестве с Agrobank, а это один из самых крупных банков Узбекистана, у него порядка 200 филиалов по стране, мы обратились в первую очередь к его сотрудникам. Мы ездили в каждую из областей Узбекистана, где в одном из городов собирали всех сотрудников банка в большом конференц-зале, проводили презентацию, рассказывали им о USSD-банкинге, показывали, как пользоваться Click, прямо руками показывали, на какие кнопки нажимать, как пин-код устанавливать. Потом уже на телефонные звонки с вопросами приходилось отвечать. Но в среднем из 100 человек, посещавших наши презентации, 10-15 становились пользователями Click. Именно благодаря им о системе узнавали новые пользователи, их друзья, родственники, знакомые.

Но до того, как прийти к служащим банков, нам надо было договориться с самими банками. Было очень сложно уговорить их, чтобы наша система, как АБС, устанавливалась внутри банка. Несмотря на то что я работал в Национальном банке Узбекистана, я туда даже не пошел, потому что понимал, что их бюрократическую машину нам не превозмочь. Из 27 банков, в которых мы провели презентацию для руководства, только в трех поверили нам. Это был ASIA ALLIANCE BANK, где я работал и где руководители просто не могли мне не поверить, InFinBank и Agrobank. При этом ASIA ALLIANCE BANK был не первым, и не вторым, кто запустился, так как очень долго длились все согласования. Но именно запуск в Agrobank был самым успешным, потому что именно этот банк можно сравнить со Сбером в России или Halyk Bank в Казахстане, у него обширная сеть и действительно очень много клиентов.

В первое время нашими главными задачами было проведение обучающих семинаров, организация службы телефонной технической поддержки и оперативное обновление серверного оборудования, потому что первым нашим сервером была обычная рабочая станция, на которой можно было максимум 200 клиентов поднять, а у нас уже были тысячи пользователей. Поэтому мы изначально ориентировались на то, чтобы обеспечивать стабильную работу системы наименьшими ресурсами.

Сегодня Click — это полноценная экосистема, включающая различные продукты и предоставляющая своим пользователям множество сервисов. Под эгидой Click проводятся целые фестивали, выпускается мерч, который с удовольствием носят молодые люди. Как вам удалось обеспечить такое развитие своей идеи?

На самом деле, Click развивался постепенно. Первую годовщину нашей компании в ноябре 2012 года мы встретили в офисе: купили пирог, зажгли свечку и сказали: «Ребята! Нам исполнился годик. У нас огромные планы. Ура! Продолжайте работать!», потому что тогда у нас было всего 30 или 50 пользователей, наших знакомых.

Вот вторую годовщину мы уже справляли, имея несколько тысяч клиентов. Был запланирован корпоратив, но основной наш технический состав, который делает ядро системы, не смог покинуть рабочие места. Почему? Потому что они руками держали систему, чтобы она не падала, ведь в сентябре 2013 года удалось заключить контракт с процессинговой системой UzCard и сделать информационную SMS рассылку всем им клиентам, а порядка 40 тысяч человек. Вот к ноябрю количество пользователей Click достигло 200 тысяч. Естественно, что наши сервера с трудом справлялись с такой нагрузкой, поэтому ребятам приходилось сидеть в офисе и «руками держать систему»: они чистили базы данных, отменяли зависшие операции, искали сервера, чтобы хоть как-то северные ресурсы увеличить, еще один модуль рядом установить или оперативную память добавить. Просто купить новый сервер было крайне проблематично, потому что все привозилось из-за границы и на это уходили месяцы. Тогда приходилось внутри Узбекистана искать тех ребят, у кого освободились сервера, чтобы брать в аренду.

Вот на следующем корпоративе они уже смогли отметить день рождения Click вместе со всем коллективом. Click каждый год по два раза увеличивался по количеству транзакций и объему платежей. Ну и по числу сотрудников увеличивался тоже, не в два раза, но на 50% точно. Если в 2013 году у нас было 18 человек, потом уже 35, потом 50, потом уже 60-70 и потом уже там 150-300-400.

И каждый год годовщину Click встречает все больше и больше людей, не только сотрудники, но и партнеры, сотни гостей.

Вот в 2022 году мы отметили день рождения Click очень масштабно. На одиннадцатилетие Click на самой вместительной площадке Узбекистана — Humo Arena в Ташкенте собралось более 12 тысяч человек. Это были пользователи, партнеры, учредители, сотрудники Click, наши друзья — ассоциации и учреждения, которые мы спонсируем, компании, в которых мы инвестируем.

Празднование годовщины Click для нас превратился в так называемый Click Day. Именно в этот день мы ярко презентуем новые функции и всевозможные акции, новшества, точно так же, как это делают другие IT-гиганты, Apple, Google, даже Яндекс.

Полноценные маркетинговые бюджеты мы начали выделять только с 2015 года, потому что до этого времени нашим приоритетом было развитие наших технических возможностей, если бы мы хоть немного вложили в рекламу, то это была бы скорее антиреклама, так как не справились бы с возросшей нагрузкой.

Первая реклама на телевидении появилась 2015 году. Да и сейчас маркетинговые бюджеты у нас немаленькие: в месяц тратим 5-5,5 миллиардов сумов, это где-то 500-600 тысяч долларов.

В дальнейшем планируется только наращивать объемы, мы видим необходимость усилить Digital направление, так как традиционная телевизионная и наружная уличная реклама (и баннеры, и мониторы) сегодня почти не работает.

С какими сложностями вы сталкивались, внедряя Click? Как походило вовлечение партнеров?

Давайте не будем говорить «сложности», ведь там, где есть сложности, есть проблемы. А мною всегда двигало стремление сделать классный продукт, стремление собрать вокруг себя сильных партнеров, стремление помочь людям, поэтому я видел перед собой только вопросы, которые предстояло решить.

Пожалуй, первым и самым значительным вопросом, который предстояло решить в первый год существования Click — отсутствие юридической основы для нашей деятельности. Фактически никакой нормативной базы для удаленного банковского обслуживания физических лиц не было, не было никакого понятия платежный организации, платежной системы, платежного сервиса, не было никакой нормативки для удаленной идентификации, электронной цифровой подписи.

Первоначально необходимо надо было объяснить банкам, как будут проводиться все операции, о которых ничего не было сказано в их инструкциях. Мне, как специалисту, имеющему значительный опыт работы в банковской сфере, надо было рассказать, как они будут обслуживать физиков удаленно, потому что на тот момент это было ноу-хау, а банки очень консервативные. Они не любят новшества.

Наряду с разработкой непосредственно ПО, архитектуры Click, я занимался разработкой юридической основы для запуска нашей системы. Буквально каждый день приходилось взаимодействовать с регуляторами: с Центральным банком Узбекистана, государственным налоговом комитетом, с прокуратурой и даже минюстом. Конечно, специально для Click не выпустили нового закона, но первый шаг в направлении легализации деятельности сделали: Центральный банк для целей удаленного банковского обслуживания в план счетов внес новый счет — 22.616. Это дало возможность продолжить диалог с банками. В налоговом комитете тоже было много вопросов, на решение которых было потрачено много времени и сил.

Следующим крупным блоком вопросов стали взаимоотношения с мобильными операторами, потому что это крупные компании, с многомиллионными и многомиллиардными оборотами, а Click в то время был крошечным стартапом, у которого в штате 6-7 программистов. Приходилось обращаться к ним и просить предоставить доступ к USSD, потому что у нас есть два банка, и я с коллегами от имени банков будем что-то делать. Так начиналось сотрудничество с МТС, Ucell, Билайн.

Потом были вопросы, связанные с привлечением первых пользователей, все-таки 10-15% — это не такая большая конверсия, а примерно столько банковских клерков было готово использовать Click после наших презентаций.

Уже потом Click настигли технические вопросы: после подключения к крупным системам, подключения UzCard технический парк перестал справляться с темпом роста пользователей. Я надеялся, что будет время, чтобы переписать, оптимизировать систему под огромное количество пользователей, но ошибся. Почти целый год был потрачен на техническую оптимизацию и расширение серверного оборудования, решение сотен вопросов, в том числе проблемных, у которых ранее просто не было решения.

Получив поддержку банков и сотовых операторов нашей компании надо было выйти на партнеров, за чьи услуги мы были готовы принимать оплату. Это тоже было непросто, ведь компания была очень маленькая, мы не могли никому делегировать эти задачи, не могли нанять штат сейлзов и просто поставить им задачу. Этим приходилось заниматься мне, Улугбеку, Баходыру. Да, я не только писал код и руководил разработчиками, но и ходил на переговоры, делал презентации, уговаривал! Стартовый период был очень непростым, он требовал колоссальных затрат сил, времени, вообще всех ресурсов.

Стало проще, когда была наработана значительная клиентская база и выработана справедливая система монетизации, когда завершился перевод всех имеющихся партнеров на работу по новым условиям.

Следующим вызовом стало развитие службы поддержки, ведь когда у вас много клиентов, у них возникает много вопросов и каждому надо помочь. Человек, который был у нас в штате не справлялся с потоком обращений, я передали эту функцию на аутсорсинг колл-центру, и он отрабатывал самые простые, типовые вопросы, а на нас переключал только сложные случаи. Но и этого не хватало, неоднократно приходилось увеличивать штат и в колл-центре, и у себя, но это не изменило ситуацию. В конце концов я внедрил систему тикетов, то есть внешний колл-центр оформляет каждый конкретный запрос и передает в компанию, а наша служба техподдержки уже занимается решением этих вопросов.

С момента создания Click прошло более десяти лет. За это время значительно благодаря Click изменился и сам Узбекистан, изменились потребности ваших пользователей. Как вам это удалось?

Да, за одиннадцать лет, действительно, удалось многое сделать. Пожалуй, Click был первым, кто показал узбекским банкам, что работа с физлицами может быть гораздо более прибыльной, чем обслуживание корпоративного сектора. Сейчас даже не каждый второй, а каждый первый банк, планирует создать приложение для своих пользователей, свою платежную систему, свои онлайн-диджитал услуги и все это благодаря Click. Даже спецсчет для проведения удаленного банковского обслуживания появился в плане счетов благодаря Click. Придуманный мной проект выступил тем триггером, который значительно оживил банковский сектор, сделал его более удобным и понятным для потребителей, качественно улучшил цифровизацию банковской отрасли.

Крупные поставщики услуг, будь то мобильные операторы, интернет-провайдеры, да даже коммунальщики, благодаря нам принципиально изменили отношения с потребителями. Отошли от оплаты скретч-картой, через филиальную сеть, систему PayNet и пришли к онлайн-оплате, что позволила значительно сократить расходы на содержание штата и агентов по приему платежей, а в случае с коммунальными службами вообще перейти к приему показаний и учету внесенных средств в режиме реального времени, потому что раньше данные биллинга могли обновляться раз в день, а то и в раз месяц, а в случае с онлайн-оплатой это просто недопустимо. Фактически, созданием Click мне удалось изменить внутреннюю инфраструктуру работы коммунальных служб.

С появлением онлайн-оплаты стал развиваться и малый бизнес, Click дал импульс для развития электронной коммерции в Узбекистане.

Сейчас в Узбекистане вообще ведутся масштабные работы по цифровизации, появилось электронное правительство, появилась централизованная система предоставления государственных услуг, они тоже перешли на биллинг и подключили онлайн-оплату, подключили Click. Удаленно можно получить порядка 200 сервисных услуг, например, заказать загранпаспорт и сразу же оплатить госпошлину. Освоив удаленную оплату Click, граждане Узбекистана готовы пользоваться и электронными государственными услугами, а это очень меняет скорость их предоставления.

Как вы видите развитие системы? Какие обновления вы планируете внедрить в самое ближайшее время и как может измениться Click через десять лет?

Сейчас я делаю упор на расширение, на горизонтальное расширение услуг Click, представление новых ассортиментов. В первую очередь, это банковские услуги, например, получение микрокредитов, just-in-time кредитов. Кроме этого мы предлагаем нашим пользователям ноу-хау услуги. В ноябре, на последнем Click Day была презентована платная подписка, которая открывает новые возможности и функции. И ещё одна важная новость! Мы внедрили такой способ перевода денег между людьми, которого еще нет в Узбекистане. Теперь не обязательно вводить номер телефона или номер карты получателя, благодаря технологии Click Boom, которая работает аналогично AirDrop, вы можете просто выбрать конкретного получателя из тех, кто находится рядом с вами, нажав на его имя или изображение. Все это мы показали на Humo Arena и 12 тысяч человек были очень воодушевлены этой новинкой!

Следующие большие нововведения пользователей ждут уже летом 2023 года, а пока будет череда небольших улучшений, ведь моя цель — сделать Click не только самой современной, но и самой надежной платежной системой.

Говоря о том, как будет выглядеть Click через десять лет, я хочу вспомнить интервью основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, которым задали похожий вопрос. Тогда, 10-15 лет назад, они сказали, что будут счастливы, если им удастся все это время удерживать лидирующую позицию на рынке, для них это была буквально заоблачная мечта.

Для меня, для нашей команды, для всех, кто занимается развитием Click тоже будет большое счастье, если нам удастся удержать свою позицию. Поймите, что для той отрасли, в которой я работаю, десять лет — это гигантский срок. За эти годы Click изменился так, как я даже представить себе не мог. Наверное, от той первой версии осталось максимум 5%, на 95% Click изменился, потому что изменилось время, изменились технологии, изменились требования и стандарты.

Поэтому мне, конечно, сложно сказать, каким будет Click через десять лет. Пока для меня это какая-то параллельная галактика, но если проанализировать, как меняются информационные технологии и вся цифровая сфера, то могу предположить, что достаточно быстро мы откажемся от идентификации по номеру телефона и придем к биометрии. Нам от этого никуда не деться.

Пожалуй, я уверен только в одном, и через десять лет Click будет таким, каким он будет нужен людям, мы постоянно будем придумывать что-то новое, задавать новые тренды в финтех услугах и не только в Узбекистане, но и по всему миру!

Другие спецпроекты
Печать

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Forrester: AppGen — экзистенциальная угроза для вендоров корпоративных приложений
Low-code уже много лет отклоняет маятник от готовых коммерческих …
«AQ PRO Время решений»: про новые тренды, перспективы и вызовы
Очередная ежегодная бизнес-конференция «AQ PRO Время решений», организованная компанией «Аквариус», собрала более …
Венчурное инвестирование в стартапы становится в РФ источником развития ИБ-бизнеса
Количество венчурных сделок в России, связанных с ИБ-проектами, отмечает старший аналитик «Альфа-Банка» Анна …
Forrester: тенденции в области CRM, за которыми нужно следить
Я внимательно слежу за всеми новинками, которые выпускают поставщики CRM, таких как новые ИИ-сценарии …
Как масштабировать бизнес: поиск точек роста
По мере развития бизнеса появляются точки роста, помогающие его масштабировать и добиваться еще большей …