Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA выявил особенности современной повестки научно-технической политики России.
Повестка государственной научно-технической политики постоянно трансформируется под влиянием множества внешних и внутренних факторов: меняются ее акценты, пересматривается актуальность различных направлений поддержки. Изменения такого рода отражаются в стратегических и программных документах, которые формируют приоритеты управления научно-технологическим развитием и задают целевые ориентиры для всех участников научных и инновационных процессов. Анализ российских документов, предусматривающих различные меры поддержки науки и технологий, позволил выделить девять кластеров, объединяющих наиболее значимые для этой области направления.
Центральное положение занимает группа вопросов, связанных с политикой цифровой трансформации, которая затрагивает и сферу науки и технологий. Так, в 2021 г. принята Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. Активно развивается государственная информационная система ЕГИСУ НИОКТР, агрегирующая информацию обо всех исследованиях и разработках, реализуемых за счет бюджетных средств; формируется домен «Наука» в рамках единой цифровой платформы «ГосТех».
Другое заметное направление — поддержка экспорта, в том числе высокотехнологичных товаров и наукоемких услуг. Примеры направленных на решение этой задачи инструментов — действующие с 2021 г. субсидии экспортерам на НИОКР для создания новой конкурентоспособной продукции, утверждение в 2019 г. Стратегии развития экспорта услуг до 2025 г. и плана ее реализации.
Важное место в повестке занимает тематический кластер «Поддержка исследований и разработок». Его состав (фундаментальные научные исследования, запуск пилотных проектов, трансфер технологий, внедрение инноваций и др.) отражает формирование системы доведения разработок до стадии их практического применения. Содержательно близким оказался блок вопросов, связанных с привлечением инвестиций: стимулирование внебюджетного финансирования — одна из ключевых задач научно-технической политики, обозначенная в большинстве стратегических и программных документов (Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, государственной программе «Научно-технологическое развитие», национальном проекте «Наука и университеты» и др.).
Явным трендом стал интерес к науке и технологиям как драйверу инновационного развития секторов экономики. Меры научно-технической политики предусмотрены в стратегических документах целого ряда отраслей — от здравоохранения, станкоинструментальной промышленности и транспортного машиностроения до индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования (утверждены в 2017, 2020, 2017, и 2021 гг. соответственно). Близость вошедших в кластер терминов ко многим образовательным, цифровым, управленческим и иным тематикам на семантической карте отражает неоднородность отраслевой повестки: для одних видов деятельности более актуальны субсидии на выполнение исследований, для других — упрощение экспортных процедур.
В последние годы очевидно усиление роли регионов в научно-технологическом развитии страны. Этому, в том числе, способствовали такие федеральные инициативы, как запуск в 2018 г. проекта по созданию научно-образовательных центров мирового уровня и поддержка инновационных научно-технологических центров («технологических долин») в отдельных субъектах Российской Федерации.
В кластере «подготовка кадров» обращает на себя внимание фокус на переподготовку работников и целевое обучение, подчеркивающий курс государства на вовлечение выпускников вузов в решение актуальных задач экономического и технологического развития. Так, ежегодно расширяется целевой набор на инженерные специальности, обновляются образовательные стандарты и программы.
В течение рассматриваемого периода наблюдается рост распространения долгосрочных стратегий, целевых субсидий, цифровых платформ — как инструментов государственного управления. Предпосылками к этому стали потребности в улучшении взаимодействия науки и бизнеса, а также в таргетированной поддержке критически значимых для технологической независимости страны направлений.
Наконец, важным элементом политики остается развитие инфраструктуры — не только инновационной (исследовательских установок, инжиниринговых центров и др.), но и социальной — при университетских кампусах, научных центрах, наукоградах.
В целом наблюдаемые в рамках отдельных тематических кластеров изменения повестки подчеркивают рост значимости вклада сферы науки и технологий в социально-экономическое развитие, в том числе в достижение национальных целей. В частности, положения, связанные с реализацией исследовательских проектов и внедрением новых технологий, все чаще встречаются в стратегических документах, направленных на увеличение продолжительности жизни, устранение экологических проблем, диверсификацию экономики. Разрабатываемая Правительством Концепция технологического развития России до 2030 года продолжает намеченный ранее вектор стимулирования экономического роста на основе инноваций, существенно усиливая акцент на обеспечение технологического суверенитета.