Судя по запросам предприятий, периферийные вычисления — это горячая тема. Но они также очень, очень незрелы, и им потребуется много времени, чтобы повзрослеть. Почему? В корпоративном блоге объясняет вице-президент и заслуженный аналитик компании Gartner Research Томас Биттман.
Потому что предприятия не занимаются «периферийными вычислениями». Они занимаются и автоматизацией, и гибкостью, и скоростью, и обслуживанием клиентов, и производительностью, и предиктивным обслуживанием, и здоровьем офисов, и общественной безопасностью, и контролем качества, и... я могу продолжить.
Edge computing — это стиль вычислений, который описывает, как предприятия расширяют цифровую трансформацию от бэк-офиса до своих магазинов, людей и оборудования. Но сегодня, когда я разговариваю с корпоративными клиентами, вижу, что они сосредоточены на конкретных сценариях использования, а не на собственно «периферийных вычислениях».
Конечно, они даже не думают об этом как о «периферии». Для них это место, где происходит настоящая работа. Поэтому, когда ИТ-вендоры, облачные провайдеры и операторы связи говорят о «дальней периферии» (где находятся реальные клиенты, реальные заводы и идет реальная работа), это не имеет смысла для людей за пределами ИТ-пузыря, ориентированного на дата-центры. Реальный мир не вращается вокруг дата-центра или облака. Что действительно «далеко» в реальном мире? Облако. Дата-центр.
Edge computing — это технологический стиль, который является частью тенденции цифровой трансформации. Она идет уже несколько десятилетий, и началась задолго до того, как мы ее так назвали. И она ускорилась благодаря облачным вычислениям и глобальной связи. При этом большая часть технологических преобразований происходит в бэкенде. В дата-центрах, в бизнес-моделях. И многое еще предстоит сделать. Но настоящее «непаханное поле» цифровой трансформации находится там, где реально находятся люди, вещи и фабрики. (Хорошо, мы будем называть это «периферией», но это такая старая айтишная манера разговаривать!)
Вычисления встраиваются во все — от холодильников до лампочек. Они становятся все дешевле и проще. И все больше вещей становятся цифровыми. Цифровая трансформация на периферии означает, что люди и вещи на периферии могут взаимодействовать в цифровом формате. Конечно, они также могут взаимодействовать с облаком, использовать облачные сервисы, управляться из облака — но с точки зрения периферийных вычислений это означает управление оборудованием с помощью голоса, автоматизацию систем с помощью цифровых правил или использование машинного обучения для создания интеллектуальных систем.
Так почему же периферийные вычисления хоть и горячи, но развиваются медленно?
Дело в разнообразии.
Мы можем классифицировать вычисления, которые простираются от облака к периферии, как «периферийные», но сценарии их использования, топологии, технологии и технологические стеки очень разнообразны. Контекст имеет значение, например, когда периферийные вычисления:
- отвечают за реакцию на события в течение миллисекунды;
- фильтруют множество зашумленных данных, чтобы найти полезные биты, которые заслуживают сохранения;
- поддерживают работу автоматизированного магазина даже при отключении от дата-центра или облака.
Но радикально другое.
Предприятия внедряют периферийные вычисления по одному кейсу за раз, руководствуясь требованиями бизнеса. Зачастую этими усилиями руководят бизнес-технологи, а не центральный ИТ-отдел. Предприятия, как правило, не развертывают платформы, фреймворки или решения общего назначения — они часто разрабатывают или сотрудничают с отраслевыми поставщиками для создания очень специфических и часто первых в своем роде решений. «Снежинки».
Да, у нас будет разрастание периферийных вычислений до «снежной бури». Различные способы управления данными на периферии, различные способы обеспечения безопасности на периферии, различные способы интеграции на периферии. Множество хрупких, одноразовых решений «периферийных вычислений», которые отлично работают только для того, для чего их просили, но не более того. Общая цифровая трансформация превратится в беспорядочную мешанину, которая будет делать предприятие все менее и менее гибким. Такая цифровая трансформация ведет к цифровому беспорядку, цифровому тупику.
Дальновидные предприятия будут смотреть дальше сценария использования, быть проактивными, думать о расширяемости и стратегии. Но это редкость. И потребуется много времени, чтобы созрели стандарты, эталонные архитектуры, фреймворки и рынки горизонтальных решений.
Поэтому периферийные вычисления будут продолжать становиться все более горячими, но очень скоро будет легко отличить дальновидные предприятия от предприятий, исповедующих принцип «сначала стреляй, потом целься». Дальновидные будут рассматривать эти сценарии использования как часть более широкой цифровой трансформации, и они будут думать о процессах и технологиях, которые они могут использовать для удовлетворения сегодняшних потребностей в периферийных вычислениях с учетом возможности расширения для большего. Они будут следить за созданием стандартов и помогать в этом, а также создавать структуры, которые сделают их более гибкими для следующего сценария использования. Они будут выбирать поставщиков, которые переживут «великое потрясение, связанное с разрастанием периферии». Они не будут ждать, они начнут с малого, но будут мыслить масштабно.
Пока другие разгребают снежную бурю.