Искусственный интеллект — это недостающий элемент, который поможет телекоммуникационным компаниям решить головоломку трансформации, пишет на портале eWeek Зьюс Керравала, основатель и главный аналитик ZK Research.
Очевидно, что модернизация телекома давно назрела. Большинство поставщиков услуг связи и сетевых сервисов имеют сети, которые слишком сильно зависят от людей, они слишком много тратят на инфраструктуру и слишком медленно предоставляют услуги, чтобы конкурировать с облачными компаниями. Это приводит к тому, что их показатели лояльности потребителей и качества обслуживания клиентов отвратительно низки.
Модернизация имеет решающее значение для долгосрочного успеха
Цифровая трансформация предоставила телекоммуникационным компаниям прекрасную возможность изменить отношение к ним. Строительными блоками цифровизации являются такие технологии, как облако, IoT и мобильность, и все они имеют одну общую черту — они ориентированы на сеть, что повышает ее ценность.
В своем недавнем исследовании я спросил у руководителей компаний их мнение о ценности сети сегодня по сравнению с периодом до пандемии, и две трети считают, что ценность сети для бизнеса возросла, что усиливает позиции телекоммуникационных компаний в роли помощников своих клиентов в их преобразованиях.
Однако для этого необходимо провести собственную модернизацию, о которой мы говорим уже более десяти лет. Для столь масштабных изменений требуются новое оборудование, ПО и совершенно иная операционная модель. Хотя поставщики проделали хорошую работу по совершенствованию оборудования, верно и то, что нехватка рабочей силы и навыков остается проблемой. Но развитие искусственного интеллекта может изменить ситуацию.
ИИ — основной компонент модернизации телекома
ИИ может произвести революцию в телекоммуникационной отрасли, преобразовав все аспекты планирования и развертывания сетей, операций и взаимодействия с клиентами. Хотя технология все еще находится на ранней стадии внедрения, телекоммуникационные компании, согласно новому отчету NVIDIA «State of AI in Telecommunications: 2023 Trends», начинают инвестировать в ИИ значительные средства.
NVIDIA опросила более 400 профессионалов телекоммуникационной отрасли по всему миру, чтобы оценить возможности и проблемы внедрения ИИ в этой индустрии. Среди респондентов были руководители высшего звена, менеджеры, разработчики и ИТ-архитекторы из компаний мобильной, фиксированной и кабельной связи. Опрос проводился в период с середины ноября 2022 г. по середину января 2023 г.
Отчет показал, что большинство (95%) специалистов в области телекоммуникаций заинтересованы в использовании ИИ, этот показатель еще выше среди тех, кто принимает решения (100%). Однако, несмотря на высокий интерес к ИИ, многие компании до сих пор не внедрили его в широкую практику. Только 34% респондентов заявили, что используют ИИ более шести месяцев. В то же время 23% пытаются разобраться в различных вариантах использования ИИ, а 18% находятся на стадии пилотного проекта.
Влияние ИИ на оптимизацию операционных расходов
Оптимизация операционных расходов может стать самой большой возможностью для ИИ в телекоме. Около 60% респондентов считают, что автоматизация с помощью ИИ, заменяющая или дополняющая человеческие усилия, будет способствовать повышению эффективности. Кроме того, 44% ожидают, что ИИ снизит операционные расходы, а 35% — что повысит уровень взаимодействия с клиентами.
Компании, которые уже внедряют ИИ, отмечают его положительное влияние как на доходы, так и на расходы.
ИИ ведет к увеличению доходов
Согласно отчету, 73% респондентов отметили рост годовых доходов после внедрения ИИ, а 17% сообщили о росте доходов более чем на 10% в отдельных сферах своей деятельности.
Кроме того, 80% респондентов, внедривших ИИ, заявили, что их расходы за последний год снизились, а 15% сообщили о снижении расходов более чем на 10% в отдельных частях своего бизнеса.
По мнению 44% респондентов, основной проблемой для широкого внедрения ИИ в телекоммуникационной отрасли является неспособность количественно оценить возврат инвестиций (ROI). Несмотря на положительное влияние ИИ на доходы и расходы, при внедрении решений на основе ИИ наблюдается несоответствие между ожиданиями и реальностью.
Среди других проблем, на которые ссылаются специалисты в области телекоммуникаций, — нехватка квалифицированного персонала, неразвитая инфраструктура и недостаточное финансирование ИИ. Например, 34% респондентов заявили, что в их компании недостаточное количество специалистов по анализу данных, а 33% сказали, что у них нет бюджета на ИИ-проекты.
Инвестиции в ИИ необходимо увеличивать
Учитывая существующие возможности, уровень инвестиций в ИИ представляется низким: 50% телекоммуникационных компаний ежегодно тратят менее 1 млн. долл. Для сравнения, их капвложения обычно составляют не менее миллиарда долларов в год.
Результаты исследования показывают, что уровень инвестиций в ИИ не соответствует уровню энтузиазма и вовлеченности. Только 42% респондентов согласились с тем, что их текущие ИИ-инвестиции находятся на должном уровне.
Однако перспективы на
Хотя почти половина (49%) все еще находится на стадии обучения, оценки или пробного/пилотного использования, телекоммуникационные компании намерены двигаться в направлении внедрения ИИ. Данные показывают, что телекоммуникационные компании тестируют различные решения с использованием ИИ для эксплуатации сетей, планирования размещения базовых станций, оптимизации маршрутов грузоперевозок и анализа данных. Многие из них также сосредоточены на улучшении качества обслуживания клиентов путем внедрения ИИ-движков, виртуальных помощников и цифровых аватаров.
В ближайшие шесть-двенадцать месяцев телекоммуникационные компании планируют увеличить инвестиции в предиктивное обслуживание и использовать ИИ для решения проблем в своей аппаратной и программной инфраструктуре, включая оборудование, установленное у клиентов, такое как мобильные устройства и телевизионные приставки.
Ведущими ИИ-инструментами, похоже, являются машинное обучение и высокопроизводительные вычислительные платформы. Телекоммуникационные компании также инвестируют в глубокое обучение, цифровых двойников и моделирование для тестирования обновлений инфраструктуры в виртуальном мире, прежде чем предлагать их для клиентов.
Сегодня ИИ развертывается в основном в гибридных средах (облако/онпремис), и телекоммуникационные компании довольны этой моделью. Тем не менее, компании, которые стремятся повысить производительность облачных решений, переходят к полностью облачным средам. При этом наибольшие опасения у них вызывают информационная безопасность (35%) и стабильность сети (32%). Стоимость не была названа в качестве приоритета при выборе среды развертывания ИИ, что говорит о том, что телекоммуникационные компании используют скорее стратегический подход, а не подход, ориентированный на затраты.
В будущем партнерские отношения будут играть решающую роль для телекоммуникационных компаний, внедряющих ИИ. Для ускорения внедрения ИИ им понадобятся надежные и компетентные партнеры, которые обеспечат поставки, поддержку и экспертизу. Так, 83% респондентов заявили, что используют сторонних консультантов или поставщиков ПО для реализации ИИ-проектов. Кроме того, они рассчитывают, что партнеры помогут разработать новые услуги и, как следствие, позволят повысить качество обслуживания клиентов.