Облачная платформа Yandex Cloud опубликовала результаты за 2022 год. Выручка Yandex Cloud за год выросла в 2,7 раз до 7,8 млрд рублей, а число клиентов — в 1,5 раза до 24,4 тысяч. Средний чек на одного пользователя платформы увеличился на 56%, а реальное потребление облачных сервисов платформы в целом — вдвое. Помимо традиционных лидеров по использованию облаков — банков и ритейла, в 2022 году потребление сервисов платформы начали активно наращивать промышленность, транспорт и логистика.

Лидерами по размеру среднего чека облачных сервисов остаются банковская отрасль и ритейл. За прошедший год компании этих отраслей увеличили этот показатель в 4 и 2 раза соответственно. В 2022 году они активно переводили в облака разработку: запускали с нуля новые цифровые продукты и гибко масштабировали существующие. Так, Абсолют банк уже тестирует на платформе Yandex Cloud более 50% новых разработок банка, запустил в облаке ряд новых сервисов и развернул в Yandex Cloud аналитическую платформу для корпоративного дата-офиса, чтобы оперативно обрабатывать большие данные, удобно работать с предсказательными и рекомендательными системами. В 2023 году банк планирует использовать облачные технологии в каждом проекте.

Промышленность, транспортные и логистические компании в 2022 году стали активно наращивать средние чеки потребления облачных сервисов платформы. Промышленность нарастила использование облаков в 9 раз, а транспортные и логистические компании — вдвое. И тем, и другим требовались гибкие инструменты для автоматизации заказов, анализа данных и разработки ПО для выстраивания логистики.

«Весь 2022 год наша команда работала над тем, чтобы помочь нашим клиентам быстрее реагировать на задачи, которые встали перед их бизнесом в прошлом году. Мы обеспечивали наших пользователей поддержкой, ресурсами и новыми сервисами, расширяли возможности существующих, — прокомментировал руководитель платформы Yandex Cloud Алексей Башкеев. — Мы видели, что в 2022 году еще больше компаний стало переходить на облачные технологии для запуска новых сервисов. В период, когда компаниям было необходимо быстро менять подходы, повышать скорость запуска продуктов, иметь возможности их масштабирования, мы оставались для каждой из них надежным партнером и помогали сохранить стабильность работы их бизнеса».

Вклад в выручку облачной платформы продолжает распределяться примерно равномерно между крупными компаниями и средним и малым бизнесом. Доля потребления облачных сервисов компаниями группы Яндекса в общей выручке Yandex Cloud в 2022 году, как и в 2021-м, по‑прежнему не превышает 5%, что соответствует стратегии развития Yandex Cloud как публичной облачной платформы для внешних пользователей.

С ростом числа пользователей доверие к Yandex Cloud остается на прежнем высоком уровне. По результатам регулярного исследования удовлетворённости пользователей в феврале 2023 года, 76% клиентов видят в Yandex Cloud облачную платформу для долгосрочного сотрудничества. Особое внимание платформа продолжает уделять качеству технической поддержки. Так, к концу 2022 года в 4 раза улучшилась скорость ответа, скорость решения по обращениям выросла на 26%, а количество негативных оценок по результатам решения обращений снизилось в 5 раз.

«В 2022 году значимо не только росло количество клиентов, использующих Yandex Cloud, но и увеличивались темпы потребления сервисов. С одной стороны, компании, которые уже использовали облако, наращивали потребление и могли быстро масштабироваться или переключиться на облачные платформы в качестве основной площадки. С другой — бизнесы, которые не использовали облачные технологии, начали переносить в облака свои сервисы, чтобы диверсифицировать риски и обеспечить непрерывность бизнеса», — отметил Александр Черников, коммерческий директор Yandex Cloud.

Несмотря на резкий всплеск спроса на инфраструктурные сервисы (IaaS) в первой половине года на фоне приостановки деятельности международных провайдеров и поставщиков ИТ-решений, в течение всего 2022 года пользователи Yandex Cloud активнее всего увеличивали потребление платформенных сервисов (PaaS). Самыми быстрорастущими по темпам потребления стали контейнерная разработка (Managed Service for Kubernetes) и платформа данных — группа сервисов для сбора и анализа данных. Так, в 2022 году потребление инфраструктурных сервисов увеличилось в 2,7 раз, сервисов платформы данных и контейнерной разработки — в 3,3 и 2,9 раза соответственно.

Число клиентов платформы данных выросло в 1,3 раза. Такой рост обусловлен повышенным спросом на инструменты, которые обеспечивают качественную аналитику данных — от сбора и структурирования данных до их визуализации и разработки моделей машинного обучения. Лидерами по роста чека этой группы сервисов стали банки, промышленные компании и компании из сферы телеком и медиа.

Количество клиентов Managed Service for Kubernetes выросло в 1,6 раза. Kubernetes и микросервисная архитектура позволили пользователям быстро создавать более гибкие приложения, которые проще развернуть и легко масштабировать.

Использование сервисов группы «Машинное обучение» увеличилось на 30%. Одним из самых популярных сервисов стал Yandex SpeechKit. В 2022 году компании разных отраслей (банки, ритейл, медиа и другие) использовали сервис распознавания и синтеза речи для создания своих уникальных голосовых помощников, автоматизации колл-центров, контроля качества и других задач.

Значительно увеличился спрос на бизнес-инструменты платформы Yandex Cloud. По итогам 2022 года количество компаний-пользователей сервиса для управления проектами Yandex Tracker выросло в 2,8 раза. Число пользователей сервиса визуализации и анализа данных Yandex DataLens за год увеличилось почти втрое. Например, с помощью визуализации данных в Yandex DataLens сотрудники стартапа 1Fit выяснили, как увеличить прибыль на 20%.

Serverless становится зрелым подходом для хостинга приложений в облаке, создания веб-приложений, чат-ботов, работы с данными. Так, в 2022 году количество клиентов Serverless выросло в 3 раза, и уже более 15% крупных клиентов Yandex Cloud внедряют бессерверные вычисления. Рост потребления Serverless составил 7,5 раз.

«В 2022 году облачная платформа Yandex Cloud продолжала активно развиваться, чтобы быстро обеспечить пользователей актуальными решениями на базе нашей собственной разработки и помочь клиентам гибко реагировать на любые изменения,сохранить темпы роста бизнеса. Мы запускали новые сервисы и улучшали уже существующие, уделяли еще больше внимания обеспечению безопасности данных клиентов. Кроме того, мы начали строительство в Калуге нового и самого крупного дата-центра Яндекса — уже в этом году он станет новой точкой доступности Yandex Cloud», — говорит Григорий Атрепьев, директор по продуктам Yandex Cloud.

Количество партнеров Yandex Cloud увеличилось на 62% до 412 компаний. В партнерской программе облачной платформы появились новые специализации, система сертификации и обучения.

За 2022 год более 200 компаний получили поддержку программы акселерации стартапов Yandex Cloud Boost на общую сумму более 71 млн рублей. Всего с момента существования Cloud Boost в ней приняли участие более 1000 компаний. В рамках программы были выданы гранты на общую сумму 228 млн рублей.

В 2022 году благодаря образовательным курсам Yandex Cloud более 15 тысяч человек обучились облачным технологиям. За год число выпускников выросло более чем в 3 раза. Также облачная платформа расширила образовательную программу, запустив обучение облачным технологиям продвинутого уровня — для DevOps, Security и Data-инженеров. Кроме того, компания развивала партнерскую поддержку по обучению облачным технологиям на сторонних площадках. Так, в 2022 году команда Yandex Cloud поддержала облачной экспертизой более 40 программ, среди которых Практикум, Нетология, OTUS, SkillFactory, Slurm и другие, а также 45 российских вузов: РАНХиГС, СПБГЭТУ ЛЭТИ, ИТМО, СПбПУ и многих других.