Следующий этап развития облачных вычислений изменит представление о том, как они работают, и искусственный интеллект будет играть большую роль в том, как они выполнят свои обещания, пишет на портале ZDNet обозреватель Дэвид Гевирц.
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) признает десять основных типов облаков. Перистые, дождевые, обычные слоистые и др. — разновидностей довольно много. Как и «облаков» технологических.
На самом деле, в наши дни технологические облака также отличаются друг от друга, потому что не все они живут в дата-центрах. Некоторые ведут себя так же, но живут полностью онпремис в частных инсталляциях. Некоторые проходят весь путь от «периферии» (точки контакта с реальностью) до стоек с серверами, которые мы обычно ассоциируем как с облаком, так и с традиционными дата-центрами.
В 1997 г. профессор Рамнат К. Челлаппа, ныне сотрудник Университета Эмори, впервые использовал термин «облачные вычисления» в докладе под названием «Intermediaries in Cloud-Computing» («Посредники в облачных вычислениях»). С тех пор мы стали свидетелями существенных изменений в том, что облачные вычисления означают для ИТ-операций, а также в том, как они применяются для решения проблем общественной значимости.
Каким видится будущее облачных вычислений в ближайшие
Значение облачных вычислений меняется
Идея масштабируемой, измеримой, централизованно управляемой вычислительной инфраструктуры, предоставляемой по требованию, работает. Она подходит для бизнес-моделей самых разных компаний — от стартапов до крупных предприятий. Сегодня лучше определять облачные вычисления на основе этих характеристик, чем продолжать определять их как вычислительную инфраструктуру, управляемую кем-то другим в аутсорсинговом дата-центре.
Облачные вычисления стали гораздо больше связаны с управлением и масштабированием ресурсов и распределением рабочих нагрузок, чем с расположением и содержимым аппаратных стоек.
В значительной степени именно поэтому мы наблюдаем рост гибридных и мультиоблаков. Определенные приложения отлично работают в инфраструктуре публичного облака. Другим приложениях, обычно из-за задержек, управления или вопросов безопасности, лучше подходят локальные среды. А поскольку никогда нельзя на 100% полагаться на решение одного поставщика, мультиоблачные решения стали использоваться в качестве разумной стратегии хеджирования.
Мультиоблака отвечают ряду основных потребностей бизнеса. Они позволяют избежать привязки к одному поставщику и избежать огромных затрат на переключение, которые возникают при переходе от постоянного поставщика. Они обеспечивает возможность резервного копирования в случае, если у поставщика возникнут серьезные технические проблемы или, что еще хуже, он прекратит свою деятельность.
Мультиоблака также привлекательны тем, что позволяют ИТ-операторам выбирать поставщиков, которые лучше всего подходят для каждой рабочей нагрузки. Но важно знать, что такая практика может привести к неожиданному уровню привязки. Поставщиков с уникальными или лучшими предложениями труднее сменить, если этого требует необходимость.
Хотя под мультиоблаком обычно понимают облака разных поставщиков, его можно также рассматривать примерно так же, как и гибридное облако. У вас могут быть облачные сервисы, работающие в публичном облаке, а также облачные сервисы, работающие онпремис. Такое сочетание вполне может стать чем-то вроде новой нормы.
Но независимо от того, как распределены эти новые полностью гибридные облачные операции, они выигрывают от масштабируемости, измеримости, управляемости и доступности по требованию. В целом, они позволяют адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям бизнеса, сохраняя контроль над данными.
Ключевым фактором здесь будет все более широкое использование контейнеров и инструментов оркестровки. Контейнеры похожи на виртуальные машины, но они легче, переносимее и масштабируемее, чем виртуальные машины, которые также должны содержать всю архитектуру моделируемой машины. Управление контейнерами в нескольких разных средах снижает сложность — а при снижении сложности уменьшается количество ошибок и системных сбоев.
Использование контейнеров также приводит к автоматизации таких задач, как развертывание, масштабирование, обеспечение безопасности и мониторинг, что снижает вероятность ошибок, повышает надежность и экономит время.
Помимо этих преимуществ, использование контейнеров обеспечивает уровень переносимости, который также помогает предотвратить привязку, и дает возможность автоматизировать логистику и отказоустойчивость, чтобы оперативно реагировать на потребности бизнеса, кризисы и возможности.
Можно ожидать роста бессерверных вычислений, где единицей измерения является не полный сервер, а рабочая нагрузка, модуль или приложение. Бессерверные вычисления снижают потребность в инфраструктуре, поскольку модули выполняются только тогда, когда это необходимо, без необходимости запускать полную виртуальную машину или даже контейнер. Если приложение имеет широкий диапазон нагрузок, бессерверные решения могут обеспечить как экономию средств, так и управление нагрузкой.
В ближайшие несколько лет еще большее распространение получат периферийные вычисления. Edge-устройства станут более мощными, но также более требовательными в плане обработки больших объемов данных в режиме реального времени, а также обмена ими в масштабах всей организации для анализа и извлечения инсайтов.
Ожидается, что периферийные устройства станут более подключенными и будут чаще оставаться без присмотра. По мере увеличения их мощности и интеллектуальных возможностей (большую роль здесь сыграют ИИ и МО) они смогут выполнять больше функций в зонах с ограниченной или прерывистой связью, а также в экстремальных погодных или экологических условиях.
Именно здесь в игру вступает 5G (а в перспективе и 6G). 5G лучше справляется с прерывистым соединением, имеет возможность переключать частоту и «формировать луч», чтобы достигать тех областей, куда традиционная сотовая связь не может добраться. В 5G также задействовано гораздо больше интеллекта, что существенно снижает задержки, позволяя периферийным устройствам связываться с «материком» гораздо быстрее и с гораздо большей отзывчивостью.
Рост применения ИИ в управлении облаками
Рост зависимости от сложных облачных сред приведет к увеличению сложностей в управлении. Здесь ИИ может помочь по крайней мере четырьмя способами:
- Автоматизация рутинных задач. Существует огромное количество базовых задач управления ИТ, таких как распределение и масштабирование ресурсов, которыми может управлять ИИ. В любом месте, где возможен скрипт, может быть и ИИ. Следует ожидать, что дело дойдет до того, что настройка ИИ будет занимать меньше времени, чем написание скрипта.
- Анализ данных. Будь то пользовательские шаблоны клиентов, анализ настроений, влияние рабочей нагрузки на ресурсы или многие другие области наблюдения, ИИ может дать представление о работе сети и поведении клиентов, что позволит повысить надежность и выявить возможности.
- Улучшение пользовательского опыта. Можно ожидать, что ИИ обеспечит поддержку клиентов первого и даже второго уровня через чат и электронную почту. С одной стороны, это отдает пользователей в руки машин, но при этом высвобождает человеческий технический персонал для помощи в решении более сложных проблем клиентов.
- Новые услуги и бизнес-модели. Как мы уже видели на примере ChatGPT, все больше и больше облачных сервисов находят способы добавить ИИ-компонент в качестве дополнительной ценности. Ожидается, что эта тенденция будет усиливаться, поскольку у ИИ будет все больше и больше способов оптимизировать и помогать людям, которые выполняют работу и пользуются услугами.
Затем, конечно же, безопасность. В условиях нехватки специалистов в этой области и постоянно растущих угроз предотвращение и смягчение последствий атак должно быть главным корпоративным приоритетом — но это также становится все более сложной задачей. Злоумышленники становятся все более изощренными, у них уже гораздо больше опыта в проведении успешных атак. А растущая сложность обеспечивает больше точек отказа и больше точек, которыми могут воспользоваться злоумышленники.
Даже небольшие компании сегодня управляют умопомрачительными объемами информации, находящейся как в движении, так и в состоянии покоя. Речь идет о терабайтах, петабайтах и экзабайтах как в потоках, так и в хранилищах. Единственный способ управления данными такого объема, движущимися с высокой скоростью, — это ПО. Но в условиях быстрых изменений и роста изощренности злоумышленников обычное программирование и защита с помощью идентификации шаблонов просто не поспевают за ними.
Это один из тех случаев, когда ИИ не просто опционален или приятен. ИИ станет оплотом, необходимым для защиты бизнеса там, где ничто другое не может действовать достаточно быстро.
Поставщикам облачных решений тоже придется меняться
Все это приводит к тому, что поставщикам облачных решений также придется трансформироваться, чтобы идти в ногу со временем.
Рассмотрим сервисную платформу, которая позволяет организациям потреблять ресурсы и управлять ими по требованию, независимо от того, где они находятся — в облаке или онпремис. Если платформа обеспечивает масштабируемую онпремис-поддержку, вы можете обращаться с физическим оборудованием, запертым за дверями, которые вы контролируете, так же, как если бы это был гибкий облачный ресурс. Объединив все эти услуги по предоставлению ресурсов в одно предложение, а затем предоставив централизованные инструменты управления и развертывания, можно обеспечить управление широко распределенными мультивендорными ИТ-операциями из одного централизованного ресурса.
В будущем облачные поставщики будут предлагать больше инструментов и ресурсов, а также смогут решать более сложные задачи, позволяя технологическим руководителям масштабировать организацию (вверх или вниз) в зависимости от условий окружающей среды и рынка.
Заглядывая на