Цифровизация ЖКХ не уходит с повестки дня уже без малого десять лет: 30 октября 2013 года Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено создать государственную информационную систему ЖКХ. Мотивировать поставщиков услуг к активному участию в процессе цифровизации планировалось за счет создания обязательства размещать все платежные документы в системе — иначе услуги не будут считаться оказанными в полном объеме. Однако в реальности этого оказалось недостаточно, и сопротивление УК и ТСЖ замедлило и продолжает замедлять реализацию решений в сфере цифровизации ЖКХ, а их воплощение зачастую соответствует категории «необходимости», а не принципу эффективности. Вредит процессу и отсутствие конкурентной среды. Рассмотрим, как сегодня прогрессирует цифровизация ЖКХ и с какими проблемами сталкиваются разработчики решений в этой сфере.
Зачем нужна цифровизация ЖКХ?
Для начала давайте разберемся в том, зачем цифровизация ЖКХ нужна гражданам, правительству и самим компаниям, реализующим жилищные и коммунальные услуги. Гражданам информационные технологии помогают получать более удобные и комфортные услуги (подача заявок, сдача показаний приборов учета, получение счетов и проведение их оплаты), компаниям — помогают автоматизировать рутинные операции, снизив трудозатраты сотрудникам и повышая лояльность жителей, правительству — позволяют создавать единые базы данных для повышения прозрачности и безопасности.
Таким образом, цифровизация ЖКХ реализуется в рамках трех направлений:
- работа с клиентами, абонентами, жителями,
- внутренние процессы компаний,
- государственный надзор и мониторинг за отраслью для принятия обоснованных управленческих решений.
Как сегодня развивается цифровизация ЖКХ?
Несмотря на очевидные преимущества проведения полномасштабной цифровизации сферы жилищно-коммунальных услуг, этот процесс постоянно сталкивается с различными препятствиями. Поскольку я начал заниматься процессами цифровизации ЖКХ еще с 2008 года — задолго до принятия профильных управленческих решений на уровне правительства — могу со всей ответственностью заявить: прежде всего, с самого начала трудности создавали и продолжают создавать управляющие компании и товарищества собственников жилья. Классические причины: страх прозрачности их деятельности и крайне развитая инертность, нежелание что-либо менять в процессах работы.
Однако постепенно стали появляться постановления и законы, которые стимулировали организации ЖКХ к развитию цифровых сервисов для жителей:
- Постановление правительства № 731, которое обязывало УК и ТСЖ раскрывать информацию о своей деятельности на сайте,
- Постановление правительства № 1468, которое обязывало УК и ТСЖ паспортизировать свои объекты в электронном виде,
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N
209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ).
Первые два постановления были отменены со временем, а их функции взял на себя закон о ГИС ЖКХ. Он обязывает организации ЖКХ размещать практически всю информацию, касающуюся их деятельности — договоры, паспорта объектов, лицевые счета, показания приборов учета, платежные документы и т. д. — и предоставляет онлайн-сервисы жителям. Несмотря на то, что за наполнением ГИС ЖКХ очень пристально следила ГосЖилИнспекция, выписывая штрафы и выдавая предписания, и по сей день процесс цифровизации идет не очень активно: далеко не вся необходимая информация размещается, а многие опубликованные данные являются недостоверными.
Учитывая вышесказанное, важно осознать: говорить об инициативах цифровизации в ЖКХ сейчас можно только со стороны властей. На мой взгляд, это обусловлено самой структурой этой сферы — большинство компаний частично или полностью государственные или муниципальные, и это социально значимый сектор экономики, за которым пристально следят надзорные органы. Поэтому, основной тренд в развитии цифровизации ЖКХ на сегодняшний день — это соблюдения норм и требований законодательства. Организации шаг за шагом автоматизируют процесс сдачи отчетности в ГИС ЖКХ, поскольку на регулярной основе весь массив необходимых данных размещать в ручном режиме долго никто не сможет — их огромное количество.
Все проекты в сфере цифровизации ЖКХ сегодня так или иначе связаны с обслуживанием норм закона:
- ряд разработчиков помогает автоматически разместить информацию в ГИС ЖКХ организациям;
- ряд ИТ-специалистов создают сервисы, которые на основе данных ГИС ЖКХ предоставляют услуги жителям: например, мобильные приложения для сдачи показаний приборов учета или оплаты ЖКУ;
- есть и специалисты, которые активно развивают направление аналитики больших данных, что делает передачу данных в ГИС ЖКХ не только обязательной, но и дает возможность получать от этого выгоду в виде аналитических отчетов, в т. ч. анализ хозяйственной деятельности своей организации.
Единственным исключением, пожалуй, можно считать Москву, где роль и функции ГИС ЖКХ взял на себя портал Mos.ru задолго до появления ГИС ЖКХ. Тем не менее ситуация с цифровизацией отрасли похожа, несмотря на то что Москва лидер в вопросах инноваций.
Вот не полный перечень данных, которое собирает ГИС ЖКХ:
- договора управления и поставки ресурсов,
- реестр жилого фонда,
- реестр объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры,
- лицевые счета жителей,
- приборы учета,
- показания приборов учета,
- платежные документы,
- долговые платежные документы,
- информация по оплатам,
- квитирование,
- голосования среди собственников
- и многое другое.
Каждый из перечисленных выше пунктов сильно детализирован и задокументирован. Например, договор ресурсоснабжения состоит из ~35 параметров, переменных и справочных значений. Такой объем данных и такая детализация, на мой взгляд, является положительным фактором, поскольку задает информационный стандарт для отрасли — все субъекты ЖКХ должны работать с таким набором данных и по определенным форматам, и это хорошо. Однако выбранный протокол и формат достаточно объемный и сложный (аналогичный банковской сфере — SOAP API + XML с использованием усиленной цифровой подписи по ГОСТовским алгоритмам шифрования), что значительно усложняет быстрое и массовое его применение.
Недавно Росреестр запретил получение данных, в том числе в электронном виде, о собственниках недвижимости без согласия собственника, ссылаясь на ФЗ № 152 «О защите персональных данных». Это затруднит работу УК и ТСЖ, поскольку они не узнают о новых собственниках помещений, и как проводить ежегодные обязательные собрания в этом случае неясно. Вероятно, такую информацию смогут получать УК и ТСЖ через ГИС ЖКХ в рамках сервиса для проведения собраний, в том числе в режиме онлайн. Это может стать еще одним побуждающим фактором для УК и ТСЖ более активно использовать ГИС ЖКХ.
Какие проблемы мешают цифровизации ЖКХ?
Помимо уже упомянутой инертности и сопротивления со стороны организаций ЖКХ, процесс цифровизации двигается крайне медленно в том числе и из-за того, что организации ЖКХ в своем большинстве являются государственными или муниципальными, а базовое ценообразование в ЖКХ регулируется властями. Сильная централизация, малое присутствие коммерческого сегмента и, как следствие, низкий уровень конкуренции приводят к целому ряду проблем:
- низкому спросу на качественные ИТ-решения,
- отсутствию инициативы от организаций ЖКХ,
- практически полному отсутствию спроса на инновации,
- низкой маржинальности ИТ-решений — у организаций ЖКХ всегда «нет денег на это»,
- постоянному росту порога входа в эту часть ИТ-сферы из-за возрастающих законодательных и технических требований: методы шифрования по ГОСТу, ограничения в работе с персональными данными, сложные протоколы интеграции с государственными информационными системами, большие данные и сложные методики расчета, сертификация.
Видимо поэтому большинство ИТ-компаний из сферы ЖКХ предлагают и продвигают свои решения во властных структурах или крупных компаниях, которые в свою очередь предпочитают делать свои решения, нанимая этих же ИТ-специалистов, а не покупать на стороне готовые решения.
Все это в совокупности делает этот сегмент непривлекательным для ИТ-специалистов. Есть лишь единичные кейсы, когда крупные компании еще не оставили попыток зайти на этот рынок со своими комплексными решениями. Так, например, один из крупнейших банков РФ запустил маркетплейс, где предлагает свои и сторонние сервисы клиентам. Данный подход удобен для ТСЖ и УК, если у них есть расчетный счет в этом банке. Однако в целом небольшим ИТ-компаниям становится все сложнее самостоятельно продвигать свои решения.
Таким образом, можно констатировать факт, что инициатива по цифровизации ЖКХ сейчас лежит на государственных и муниципальных властях, а ИТ-компаниям, придумывая и разрабатывая свои решения, нужно ориентироваться на стандарты ГИС ЖКХ. Однако, на рынке ЖКХ появляются новые управляющие компании, обычно в новых жилых комплексах, которые принимают новые стандарты цифровизации от государства и создают свои дополнительные ИТ-сервисы по модели «умный дом», где все максимально автоматизировано, не требует участия человека: системы безопасности и доступа, автоматическая сдача показаний приборов учета, система климат-контроля, системы энергоэффективности и т. п.
Наибольшими выгодополучателями от этой ситуации, на мой взгляд, являются жители, которые получают качественные и удобные сервисы, вне зависимости от того в каком доме на территории РФ они проживают — все участники рынка ЖКХ подчиняются, прежде всего, требованиям ГИС.