Платформы искусственного интеллекта предлагают новую основу, на которой строятся многочисленные приложения, перетряхивая тем самым всю экосистему ПО. Обозреватель Bloomberg Opinion Тим Калпан дискутирует на тему, может ли это стать началом конца для традиционных операционных систем.
Системы ИИ помогают нам писать эссе, создавать обложки для альбомов и переводить языки. Но более серьезным последствием этих технологий может стать перетряска всей экосистемы ПО, поскольку разработчики начнут создавать свои продукты на основе платформ ИИ вместо операционных систем.
Google и Microsoft присоединились к стартапу OpenAI в попытке отвоевать территорию на зарождающемся рынке генеративного ИИ — систем, создающих контент, имитирующий тот, что может создать человек. Пока что их внимание сосредоточено на поиске, который отыскивает и предоставляет информацию. Однако этим компаниям, а также Apple необходимо искать замену более важным платформам, на которых построена большая часть их бизнеса.
На самом базовом уровне ОС — это всего лишь инструмент для управления различными компонентами компьютера, такими как процессор, память, накопители, ввод (клавиатура, мышь) и вывод (монитор, колонки). Передача ОС административной задачи жонглирования системными ресурсами позволяет упростить работу таких программ, как интернет-браузер, приложение для социальных сетей или фоторедактор, а также повысить стабильность их работы.
Иконки, которые мы видим на экране, — это лишь видимая верхушка айсберга: ранние операционные системы, такие как разработанные Microsoft, были простыми текстовыми итерациями, а основная работа происходила за кулисами. Сегодня Windows и iOS предлагают стандартные фреймворки для взаимодействия со своими платформами, позволяя внешним разработчикам легче создавать ПО. Но они делают гораздо больше — от управления уровнем заряда батареи и переключения между приложениями до надежного хранения паролей.
Apple и Google встроили так много функциональности непосредственно в iOS и Android, что иногда трудно понять, где заканчивается ОС и начинается приложение. Эта грань остается размытой на протяжении десятилетий. В
Очень важно, что эти платформы несовместимы. За редким исключением, ПО, созданное для одной ОС, не может работать на другой. Это вынуждает разработчиков либо выбирать одну из них, либо создавать версии своих продуктов для каждой из них. Это повышает затраты производителей ПО, но создает огороженные владения для поставщиков ОС, которые могут взимать лицензионные платежи, диктовать условия использования и контролировать процесс развертывания.
Четверть века спустя такие ИИ-разработки, как GPT-4 от OpenAI, снова возвращают нас к базовым технологиям. Чатбот ChatGPT является одним из примеров, как и создатель изображений DALL-E и продукт для транскрипции голоса в текст Whisper. Каждый из них имеет базовую модель ИИ — в данном случае разработанную с использованием нейронных сетей, — а приложения, ориентированные на потребителя, подключаются к ней.
В результате мы можем рассматривать системы ИИ как операционные системы, на основе которых будут создаваться приложения. С момента выпуска GPT-4 в марте десятки компаний интегрировали модель Open AI в существующие сервисы или создали на ее основе новые. Например, приложение для изучения языков Duolingo использует ее, чтобы предлагать студентам сценарии ролевых игр, а Morgan Stanley — для сбора инвестиционной информации с последующей выдачей ответов через чатбот.
Со временем сторонние разработчики ПО будут создавать продукты не для какой-то операционной системы, а для конкретной модели ИИ, которая лучше всего подходит для их нужд. Это, скорее всего, приведет к эффекту маховика: чем больше ПО создается для платформы ИИ, тем больше расширяется экосистема, что, в свою очередь, привлекает других поставщиков приложений. Растущий каталог ПО подпитывает базовую модель все большими объемами данных, делая ее еще более мощной.
В отличие от нынешних операционных систем, которые статичны и не меняются с ростом использования, ОС на основе ИИ могут быть динамичными и постоянно обучающимися.
Разработчики платформ ИИ, такие как OpenAI, Google и Microsoft, сейчас спешно выпускают свои продукты, чтобы захватить рынок или хотя бы успеть запрыгнуть в вагон. Amazon также вступает в борьбу с запуском пакета продуктов для AWS под названием Bedrock. Он позволяет клиентам облачных сервисов использовать инструменты, разработанные в рамках партнерства с другими компаниями, занимающимися ИИ, включая израильскую компанию A21 Labs, занимающуюся генерацией текстов, и британскую компанию Stable Diffusion, занимающуюся генерацией изображений. Положение Amazon как одного из крупнейших облачных провайдеров дает ей уникальное преимущество в объединении генеративных сервисов ИИ в платформу в стиле ОС, к которой могут подключаться клиенты.
Что делает этот подход, вероятно, очень прибыльным, так это то, что эти платформы могут взимать не фиксированную плату, а плату на основе использования. В последнее десятилетие разработчики ПО — особенно те, кто создают приложения для мобильных устройств, — перешли к ценообразованию на основе подписки, а не единовременной покупки. Это реплика модели «программное обеспечение как сервис» (SaaS), давно применяемой для корпоративных продуктов. Платформы ИИ, берущие на себя роль ОС, могут привести к появлению ОС как сервиса. От такой модели OSaaS, с динамическими операционными системами вместо нынешнего статического подхода, будет сложно отказаться. Это похоже на то, как клиенты могут переключаться между облачными сервисами гиперскейлеров, но часто не делают этого, потому что время и затраты слишком велики.
Если смотреть через эту призму, то ИИ-компании, которые достигнут наибольшего роста, не обязательно будут теми, у кого самые лучшие чатботы, но теми, кто гарантирует, что к их моделям легче всего подключиться и что они имеют самый широкий спектр сценариев использования. Со временем индустрия поймет, что такие продукты, как GPT-4, гораздо важнее, чем милые и болтливые поисковые системы.