IT департамент федеральной Торговой Сети «ТЕХНОНИКОЛЬ» (ТСТН) проанализировал российские IT решения, и путем тестирования выявил наиболее эффективные из них. Проект реализован в рамках импортозамещения программного обеспечения немецкой компании SAP, которая закрыла доступ к обновлениям, базе знаний и технической документации для российских пользователей в 2022 году.
До 2022 года «Торговая Сеть «ТЕХНОНИКОЛЬ» (ТСТН) использовала иностранное программное оборудование SAP. Объем корпоративного хранилища данных составлял более 2 терабайт. Данные собирались из различных учетных систем, построенных на базе программного обеспечения российской компании 1С. В 2022 году немецкая компания SAP прекратила поддержку российских пользователей, закрыла доступ к обновлениям, базе знаний, технической документации и поддержке. В связи с этим возникли существенные риски для критически важных информационных систем компании. Было принято решение о запуске серии проектов по импортозамещению программного обеспечения. Главная задача, которую предстояло решить — быстрый переход на российские аналоги иностранного программного обеспечения без потери функциональности.
Так, IT специалисты «ТСТН» провели анализ российских решений, а также провели функциональные и нагрузочные тесты, по результатам которых выбрали в качестве целевых решений следующие:
- ClickHouse от Yandex — хранилище данных;
- 1С: Предприятие «Аналитика и Нейросеть» — сбор, подготовка и анализ данных;
- 1C: Предприятие «Управление Холдингом» — бюджетирование;
- Yandex DataLens — визуализация и анализ данных.
«При выборе программного обеспечения для хранилища данных, в ClickHouse были загружены данные из Sybase IQ (были выбраны 3 витрины данных с наибольшим объемом) и проведены сравнительные тесты запросов Sybase IQ/ClickHouse, в ходе которых ClickHouse показал кратно лучшее быстродействие по отношению к Sybase IQ. Кроме этого, ClickHouse значительно шире Sybase IQ как в части аналитических функций, так и в части технологий, например, в ClickHouse есть возможность In-Memory анализа», — прокомментировал Дмитрий Ванюшкин, директор IT департамента ТСТН.
Основными задачами в процессе импортозамещения стали: исключение из процесса настройки программного обеспечения IT специалистов, чтобы настраивать продукт могли бизнес-аналитики компании, а также возможность бесшовной интеграции с продуктами «1С: Предприятия», на базе которых реализованы все учетные системы компании. В результате внедрения новых решений снизилась стоимость эксплуатации более, чем в 5 раз. Стоит отметить, что поддержка SAP традиционно была дорогой и не всегда оперативной. В то же время российские решения отличаются качественной и умеренной по цене поддержки.
«При разработке 1С: „Аналитика и Нейросеть“ команда разработчиков учла проектный опыт внедрения SAP Data Service в России и сделала основной акцент на использовании продуктов „1С: Предприятия“ в качестве источников и ClickHouse в качестве хранилища данных. Настройка продукта не требует навыков программирования. Именно поэтому мы остановились на данном решении.
В свою очередь, при выборе Yandex DataLens IT специалисты ТСТН настроили тестовую витрину данных и предоставили доступ к ней бизнес-пользователям. В ходе тестовой эксплуатации были сделаны следующие выводы: визуализация, изучение и анализ данных в DataLens не требует от бизнес-пользователей каких-либо специфических знаний или навыков, инструментарий DataLens прост и интуитивно понятен. Плюс, в отличие от иностранного программного обеспечения, в русском сегменте интернета существуют тематические интернет-сообщества DataLens для обмена опытом и помощи в решении задач, а также вся необходимая документация», — рассказал Дмитрий Ванюшкин.
«Безусловно, на первом этапе, прекращение западными вендорами поддержки своих программных продуктов казалось нам негативным событием. Но в процессе работы над проектами импортозамещения, мы увидели, каким мощным стимулом для развития отечественных аналогов стали эти события. По всем российским продуктам, которые мы выбрали, мы с уверенностью можем сказать, что они лучше подходят для решения наших задач», — заключил эксперт.
«Полностью переключившись на российское ПО, мы исключили риск потери критических информационных сервисов компании и приобрели инструменты, которые позволяют бизнес-аналитикам компании настраивать и менять потоки данных. Наша компания изначально ориентировалась именно на отечественные решения и как только они достигли конкурентного уровня, мы смогли остановить свой выбор на российском программном обеспечении», — прокомментировал Анатолий Нестеров, генеральный директор ТСТН.