Одна из особенностей системы управления складом (WMS) заключается в том, что подавляющее число ее пользователей не являются экспертами по использованию сложных систем. Напротив, они обучены эффективно выполнять понятные и четко сформулированные задачи, многие из которых зачастую решаются вручную без применения какой-либо автоматизации.
Но в то же время WMS — это очень сложная система, весь смысл которой как раз в том, чтобы реализовать складские процессы более эффективным способом, чем люди могут делать вручную. И чем сложнее заложенные в систему алгоритмы, тем, казалось бы, сложнее пользователю взаимодействовать с ней.
Чтобы избежать этого парадокса, необходимо минимизировать это взаимодействие, чтобы пользовательский интерфейс системы стал максимально простым.
Отчасти логично было бы предположить, что эта проблема уже решена разработчиком WMS, и на этапе внедрения ни поставщику, ни клиенту не стоит сильно об этом задумываться. Тем не менее суть складских технологий такова, что программное обеспечение никогда не устанавливается прямо «из коробки». Напротив, любое внедрение — это проект, подразумевающий настройку и модификацию WMS под процессы конкретного склада. И вот тут появляются новые диалоговые окна, новые программные элементы управления и новые «степени свободы» в принятии решений для сотрудника склада. А любая необходимость принимать решения — это дополнительные затраты времени и дополнительный источник ошибок.
Поэтому крайне важно, чтобы между поставщиком WMS и клиентом в процессе внедрения системы было активное и эффективное сотрудничество, в результате которого должны быть не только четко сформулированы реализуемые складские процессы, но и проработаны все сценарии взаимодействия работников склада с системой.
Таким образом, критерии эффективного пользовательского интерфейса актуальны не только для разработчика WMS, но и для тех, кто участвует в ее внедрении.
Признаки эффективного пользовательского интерфейса:
- Предельная простота и понятность.
- Отсутствие лишней информации.
- Невозможность разных интерпретаций.
- Учет и предложение всех возможных сценариев поведения пользователя в каждой конкретной ситуации.
Важный момент: когда мы говорим «пользовательский интерфейс», то мы подразумеваем не только картинки и кнопки на экране, но и все остальные формы взаимодействия пользователя с системой (сканирование штрихкодов, использование систем Pick-to-Light и Pick-by-Light и т. п.).
Разберем перечисленные принципы построения эффективного пользовательского интерфейса чуть более подробно.
Первый принцип: простота. Интерфейс должен выглядеть логичным для человека без специального ИТ-образования и быть интуитивно понятным. Если человек может пользоваться смартфоном, то он должен быть в состоянии без проблем разобраться с интерфейсом WMS. Если это не так — значит, с интерфейсом WMS что-то не так.
Второй принцип: минимум информации. На экране пользовательского терминала должна быть отображена только та информация, которая необходима сотруднику склада для выполнения операции. Поток действий в системе должен быть построен так, чтобы на каждом шаге пользователь имел минимальный выбор альтернативных действий, которые он может выполнить. Не должно отображаться никакой другой информации кроме той, что относится к этим действиям.
Третий принцип: отсутствие противоречивости. Ни на одном этапе работы системы не должно возникать ситуаций, которые могут быть интерпретированы персоналом по-разному. Выбор действия всегда должен быть однозначен, и не должно быть такой комбинации отображаемых данных, на основе которой сотрудник склада будет сомневаться, какую операцию выполнить. Если такие ситуации будут возникать, люди будут тратить лишнее время на принятие решений. Например, система, в которой сотрудники склада могут выбирать произвольную задачу из списка доступных, потребует от людей принятие более сложных решений, на которое будет тратиться больше времени, нежели система, в которой человек всегда берет первую задачу из списка и затем может отказаться от нее, если что-то пошло не так (например, на полке отсутствует товар), и выбрать следующую задачу.
Четвертый принцип: полнота вариантов действий на каждом шаге. Не должно быть ситуаций, при которых человек не может выполнить ни одно из действий, предложенных ему в меню программы. Такие ситуации являются источником очень больших временных потерь, так как требуют вовлечения менеджмента для принятия решений. Например, если сотрудник склада выполняет операцию отбора, то, помимо возможности взять товар с полки и положить в лоток, должны быть четко прописаны правила поведения для ситуации, если товар на полке отсутствует или поврежден. Грубо говоря, на каждый такой случай у пользователя должна быть соответствующая кнопка на пользовательском интерфейсе. В этом случае система может инициировать процесс инвентаризации или отбраковки, а вместо исходной задачи выдать сотруднику следующую из списка.
Надо отметить, что обработка таких ошибочных или нештатных ситуаций, когда с товаром или упаковкой что-то не так, является крайне важным элементом эффективной работы склада. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать анализом и разработкой эффективных процессов обработки таких ситуаций.
Поскольку все системы WMS допускают существенную кастомизацию и настройку под конкретные складские процессы конкретного клиента, то эффективность пользовательского интерфейса определяется тем, насколько качественно было продумано общение системы с пользователем. Это подразумевает тесное взаимодействие между клиентом и поставщиком WMS на этапе планирования и внедрения системы управления складом.