Перспективы «цифрового человека» обсуждают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.
Компании, работающие на самых разных рынках, все чаще стремятся предоставлять своим клиентам индивидуальное обслуживание. Проблема в том, что выделение представителя для каждого клиента требует больших затрат, как правило, непомерно высоких. И тут на помощь приходит «цифровой человек» — консьерж на базе искусственного интеллекта, который с радостью поможет клиенту найти товар или услугу, отвечающую его потребностям, или даст ответы практически на любые вопросы.
Итак, знакомьтесь с вашим новым виртуальным помощником. Это ИИ с индивидуальностью, восприятием и отношением.
Цифровая сущность
Цифровой человек — это сгенерированная компьютером сущность, которая выглядит, ведет себя и взаимодействует как настоящий человек. «Для создания цифрового человека используются такие передовые технологии, как ИИ, машинное обучение и обработка естественного языка, позволяющие воспроизвести сложные особенности человеческого мышления и поведения», — говорит Мэтью Рамирес, предприниматель и инвестор в сфере технологий.
Не ограничиваясь консьерж-услугами, цифровые люди могут со временем играть важную роль в самых различных областях, таких как образование, здравоохранение и развлечения. «В образовании цифровой человек может быть использован для создания интерактивного учебного процесса, уникального для каждого отдельного студента», — отмечает Рамирес.
Цифровой человек также может быть создан для активного участия в различных мероприятиях, таких как деловые встречи, судебные процессы и общественные события, поясняет Джо Энн Оравец, профессор кафедры ИТ и управления цепочками поставок Университета Висконсин-Уайтуотер. «Цифровые люди могут использоваться в качестве судей, рефери и даже арбитров в спорте, — говорит она. — Они могли бы также выносить решения о правомерности страховых выплат или претензий по инвалидности».
Оравец отмечает древнегреческую мифологию об оракуле при храме Апполона в Дельфах — там жрица якобы передавала сообщения от Аполлона паломникам, желавшим получить определенный совет. «Можно предположить, что цифровой человек, провозглашенный сверхинтеллектуальным, будет принимать решения лучше, чем судьи-люди», — говорит она.
Майк Бехтель, главный футурист Deloitte Consulting, прогнозирует, что цифровые люди могут стать важным источником общения для людей, живущих в изоляции. «Реагируя на обратную связь, начиная от пульса пользователя и заканчивая выражением его лица, они смогут точно настроить свой подход к поддержке разговора», — говорит он.
Эра андроидов
Хотя в большинстве сценариев цифровой человек — это просто интеллектуальный электронный голос и, возможно, изображения, вероятно, наступит время, когда он начнет принимать полную или частичную человеческую форму. «Цифровой человек может быть также копией физического тела человека с точки зрения его строения, конечностей и возможностей передвижения, что в сочетании с когнитивным ИИ позволит ему вести себя как человек, выполняя задачи от базовых до сложных», — говорит Алекс Мандерс, директор консалтинговой компании ISG.
В таком будущем цифровой человек может служить для выполнения опасных или неприятных задач. В качестве примера Мандерс приводит дорожное строительство. «Цифровой человек мог бы работать весь день, каждый день, практически не нуждаясь в страховке, перерывах и отпусках, — поясняет он. — Он мог бы быть очень надежным и исключить риск и травматизм из процесса строительства». То же самое может быть справедливо и для ручных сельскохозяйственных работ, таких как сбор и упаковка.
Мандерс отмечает, что компания Tesla, принадлежащая Элону Маску, уже добилась значительных успехов в разработке цифрового человека, обладающего физическими характеристиками: «Например, робот Tesla Optimus может физически двигаться как человек, поддается обучению и может быть оснащен различными программными и интеллектуальными возможностями».
Требуется осторожность
Хотя цифровые люди сулят множество преимуществ, они также представляют собой потенциальную угрозу. Рамирес предупреждает, что они могут быть использованы различными способами для введения в заблуждение, обмана или даже нанесения физического вреда людям. «При создании цифровых людей, как и при создании любой другой новой технологии, необходимо проявлять осторожность и учитывать негативные последствия», — говорит он.
По словам Бехтеля, совершенствование программ генеративного ИИ делает цифровых людей более реалистичными, что повышает вероятность того, что потребителям будет сложно отличить реального человека от цифрового. В результате, «цифровые люди могут стать мощными источниками дезинформации и/или манипуляций благодаря своей способности имитировать взаимодействие с человеком», — отмечает он.
Существует множество определений того, чем является и чем не является цифровой человек. Однако постоянный прогресс в области ПО, робототехники и ИИ в ближайшем будущем приблизит человечество к широкому присутствию цифрового человека, считает Мандерс. «Поскольку мы вступаем в совершенно новую эру технологий, очень важно, чтобы принимались правовые нормы, определяющие, что можно делать с этими новыми технологиями», — говорит он.
В то же время Бехтель задается вопросом, как избежать эффекта «зловещей долины» (термин, описывающий неприязнь, возникающую у людей, когда робот или иной цифровой объект далек от естественного поведения). «Достижения в области синтеза голоса, генеративной графики и других функций выводят цифровых людей из этой долины, но пока неясно, удастся ли ее успешно преодолеть», — говорит он.
По словам Оравец, мы как общество, видимо, все больше готовы передавать системам ИИ многие важные функции, включая вопросы жизни и смерти. «Необходима международная дискуссия о том, какую роль должен играть цифровой человек в обществе», — считает она.