Искусственный интеллект уже меняет ландшафт фронтенда. Но будут ли впредь это одни чатботы? Мнениями о том, как ИИ изменит фронтенд и API, делятся опрошенные порталом The New Stack эксперты.

ИИ — это не просто новое приложение, это новый пользовательский интерфейс, утверждает Айзек Лайман, старший инженер-программист и автор книги «Your First Year in Code» в блоге StackOverflow.

Он отвергает фантастические представления о том, что большие языковые модели (LLM) и генеративный ИИ хоть в какой-то мере являются интеллектуальными, называя их «принтерами шаблонов», которые просто «отражают наш собственный лепет». Вместо этого, по его мнению, мы должны рассматривать их потенциал как новый тип пользовательского интерфейса.

«В качестве замены человека они не годятся, — пишет Лайман. — А если как замена, скажем, интерфейса командной строки? Здесь они значительно улучшают ситуацию».

Эта интригующая идея заставляет задуматься: как генеративный ИИ изменит фронтенд и пользовательский интерфейс? Захватят ли чатботы все сайты?

ИИ на фронтенде

По словам Ли Робинсона, руководителя отдела по работе с разработчиками фронтенд-платформы Vercel, ИИ не обязательно приведет к превращению всего в чатбот, но он уже меняет некоторые функции фронтенда. Так, он отмечает, что все больше организаций внедряют возможности обработки естественного языка в поиск по сайту.

«Мы видим больше интерфейсов, в которых естественный язык является входом, — говорит Робинсон. — Вместо того чтобы вручную устанавливать кучу фильтров и выполнять поиск вручную, [пользователи] могут общаться с приложением, с ПО на естественном языке. „Найдите мне зеленые кроссовки 11-го размера с логотипом Nike“ — я могу просто ввести этот текст, и это сработает. Мы определенно видим, что таких запросов становится все больше».

Это не единственное изменение, которое происходит благодаря ИИ. Второе — это интеграция ИИ в продукт способами, которые не всегда очевидны для конечного пользователя.

«Мы также наблюдаем рост числа компаний, использующих LLM. Они применяют ИИ „под капотом“, чтобы создать лучший опыт работы с продуктом, но вы можете не сразу это заметить, — говорит Робинсон. — Это происходит за кулисами. Это часть процесса улучшения продукта. И я думаю, что число компаний, внедряющих ИИ в свои существующие продукты, быстро растет».

ИИ и API

Лайман утверждает, что наилучшим местом для ИИ является не блок вывода, а API. И лучше всего использовать его не для интеллектуальных задач, а в качестве пользовательского интерфейса между человеком и компьютером.

«Возможно, ИИ и не понимает нас по-настоящему, но он может с достаточной точностью передать наши намерения в API и описать результаты так, чтобы мы их поняли», — считает он.

Соучредитель и генеральный директор компании Postman Абхиван Астхана также предсказывает, что ИИ изменит графический пользовательский интерфейс (GUI).

«Одна из областей [применения ИИ], у которой я вижу большой потенциал, — это упрощение сложных GUI, — пишет он. — GUI для сложных задач часто оказываются трудными в использовании, а действия скрываются за рядами кнопок, меню, ярлыков и процедур. Для их освоения требуются годы обучения, и даже после этого большинство людей с трудом с ними справляются. Генеративный ИИ, обученный на основе понимания предметной области, способен упростить этот опыт».

По его словам, такие ИИ-боты не будут ограничиваться чатом, а будут глубоко внедряться в существующие рабочие процессы, через которые люди взаимодействуют с компьютерами.

«Например, боты начнут помогать в решении интенсивных задач, связанных с пользовательским интерфейсом и данными, взаимодействовать с помощью голоса и, конечно же, через чат», — пишет Астхана. По его мнению, в этом сценарии API становятся «руками и ногами, которые управляются „мышлением“, которое выполняет ИИ». Однако для этого, по его словам, могут потребоваться некоторые изменения в способах развертывания API.

«До сих пор мы в основном разрабатывали API для приложений, используемых людьми, но разработка API для машин будет становиться все более важной областью, — пишет Астхана. — Если вы являетесь руководителем организации, что это означает для вас? Если у вашей организации нет API или API плохо проработаны, вы будете невидимы для этих ботов».

Анкит Собти, соучредитель и технический директор API-платформы Postman, утверждает, что уже наблюдает этот сдвиг. «Мы все чаще видим пользователей, работающих на основе ИИ. Они применяют его для обнаружения информации или поиска различных точек соединения между системами. И мы считаем, что [при работе с] API необходимо учитывать все детали, быть внимательными как к человеческим, так и к ИИ-потребителям».

По словам Робинсона, одним из ощутимых способов изменения API для поддержки ИИ является поддержка потоковых ответов. «Этим моделям может потребоваться некоторое время, чтобы придумать ответ и сгенерировать его, — говорит он. — Многие API должны поддерживать возможность потоковой передачи ответов, поскольку на создание изображения или написание записи в блоге может уйти 10 секунд, 30 секунд, минута. Поэтому API должен иметь такую возможность».

Это также потребует сопряжения с современными платформами, которые могут поддерживать потоковую передачу данных для обеспечения наилучшего пользовательского опыта, добавляет Робинсон.

В то же время, по словам Собти, другие способы адаптации API еще только прорабатываются. «Я определенно вижу осознание того факта, что появляется новый набор потребителей API. Но как изменится модель проектирования? Как изменится практика разработки? И как изменится практика развертывания? Все это мы должны увидеть и внести изменения в экосистему», — говорит он.