Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в новой волне обследования «Делаем науку в России» проанализировал опыт использования различных инструментов государственной поддержки исследований и разработок в вузах и научных организациях и на основе обобщенных оценок их руководителей формирует рейтинг мер научно-технической политики.
Большинство рассмотренных мер поддержки науки (как и в обследовании пятилетней давности) характеризуются довольно широким потенциальным охватом: более 70% опрошенных имели возможность ими воспользоваться. При этом реализовали ее менее чем в половине организаций, вошедших в выборку (40%), что может быть связано как со строгими критериями отбора, так и недостаточной информированностью респондентов о доступных мерах.
Опыт применения инструментов на практике в целом оказался весьма успешным (среднее значение индекса успешности — 82%). Сравнительно менее высокие оценки
Среди финансовых инструментов первые позиции в рейтинге по интегральному индексу заняли меры, ставшие уже традиционными, — государственное задание на НИОКР (81), гранты, премии и стипендии молодым ученым (75), субсидии / госзаказ на НИОКР в рамках госпрограмм и отраслевых ФЦП (74), гранты Российского научного фонда (РНФ) (70). Из относительно новых инициатив к ним добавилась программа «Приоритет 2030» (76), сразу оказавшаяся в рейтинге на втором месте.
Оценки выше среднего характерны для ряда значимых мер, отличающихся ограниченным кругом бенефициаров, — субсидий на повышение оплаты труда научных сотрудников (67), грантов на обновление приборной базы ведущих научных организаций (64), которые остаются весьма актуальными в контексте нынешних ограничений импорта высокотехнологичного оборудования, льгот на НИОКР по НДС (63), а также некоторых недавно стартовавших мер, направленных в том числе на поддержку молодых ученых и подготовку научно-технических кадров. К последним относятся обеспечение жильем молодых ученых (63), поддержка исследований, выполняемых аспирантами (63), передовые инженерные школы (55), гранты вузам на студенческое предпринимательство (54).
В нижней части рейтинга расположились меры, которые характеризуются узкой целевой направленностью, высокими критериями конкурсного отбора получателей поддержки и относительно небольшим охватом, — создание научно-образовательных и научных центров мирового уровня (47 и 41), поддержка исследований под руководством ведущих ученых («мегагранты») (46), проектов создания высокотехнологичного производства (постановление Правительства № 218) (38), масштабных научных проектов мирового уровня (35), а также крупных научных установок класса мегасайенс (23). Также к этой группе относятся инструменты, предназначенные преимущественно для компаний и востребованные незначительным числом научных организаций и вузов — участников опроса.
В ряду нефинансовых мер максимальные интегральные оценки получили специализированные цифровые сервисы: БД РД НО1 (76), ЕГИСУ НИОКТР2 (75), предоставление доступа к научно-технической информации, включая централизованную / национальную подписку на базы данных и индексы научного цитирования (71) (табл. 2). На фоне достаточно формальной востребованности вышеназванных информационных систем, которыми организации пользуются при подготовке своей отчетности, обеспечение доступа к научно-технической информации объективно имеет для них максимальную значимость
Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, отметил: «В ходе исследования „Делаем науку в России“ мы ставили задачу оценить ключевые меры научно-технической политики сквозь призму их востребованности у руководителей вузов и научных организаций. В частности, оценивали, на какой круг организаций потенциально рассчитана та или иная мера поддержки, сколько респондентов пытались ею воспользоваться, кому удалось успешно ее применить, и, наконец, насколько значимой она оказалась для отдельных организаций. Как и в нашем предыдущем исследовании