ПО роботизации процессов (RPA) позволяет быстро автоматизировать все большее число цифровых задач. О том, какие виды человеческой деятельности в сфере ИТ попадают в зону риска, рассказывают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.
RPA позволяет легко создавать программных роботов, имитирующих действия человека. Как и люди, программные роботы могут читать экраны, генерировать нажатия клавиш, ориентироваться в системах, идентифицировать и извлекать данные, а также выполнять широкий спектр других определенных действий. И, в отличие от человека, программные роботы могут работать непрерывно без оплаты и льгот.
RPA предлагает эффективный способ автоматизации повторяющихся задач, позволяя людям сосредоточиться на более творческой работе, считает Дэвид Чжао, управляющий директор ИТ-консалтинговой компании Coda Strategy. «Поэтому наибольшему риску замены людей подвергаются ИТ-работы, связанные с выполнением простых, повторяющихся задач», — говорит он.
Любая ИТ-задача, предполагаемая строгий набор шагов и повторяющаяся по своей природе, может стать объектом внимания RPA, отмечает Уэйн Баттерфилд, партнер ISG Automation, подразделения консалтинговой компании ISG. Хорошая новость, отмечает он, заключается в том, что большинство ИТ-должностей не подходят под это описание. «Даже работа в службе ИТ-поддержки, как правило, требует устного обсуждения проблемы или, возможно, интерпретации письменной заявки, — говорит Баттерфилд. — Это означает, что для автоматизации даже некоторых из этих процессов наряду с RPA потребуются дополнительные технологии».
Продвижение предприятий к автоматизации
В мае компания IBM объявила, что с помощью искусственного интеллекта она сможет заменить около 7800 рабочих мест, причем многие из этих должностей будут переданы RPA. «Крупные поставщики ИТ-услуг уже не первый год занимаются тем же самым, сокращая десятки и сотни тысяч рабочих мест, связанных с выполнением ручных повторяющихся задач», — отмечает Чжао.
В то время как автоматизация транзакционной деятельности становится обычным явлением во многих сферах бизнеса, большинство ИТ-задач по-прежнему трудно поддаются автоматизации. «Ей подвластны отдельные участки в тестировании систем, управлении учетными данными и службах технической поддержки, однако в большинстве других областей ИТ исторически отсутствует тот тип активности, который бы позволил RPA закрепиться», — говорит Баттерфилд.
RPA — это не ликвидация рабочих мест, а замена рутинных, повторяющихся задач, считает Брэд Хейрстон, директор консультационного альянса разработчика RPA-компании SS&C Blue Prism. По его словам, RPA не следует позиционировать как угрозу для рабочих мест. «Лучше всего ее рассматривать как средство повышения эффективности работы, позволяющее работникам сосредоточиться на более ценных видах деятельности, которые приносят больше удовольствия и удовлетворения», — говорит он.
Хейрстон отмечает, что многочисленные исследования показали, что работники, чьи задачи сосредоточены на врожденных человеческих способностях, таких как вдохновение, творчество и эмпатия, более счастливы на своем рабочем месте, более мотивированы на хорошую работу и с большей вероятностью останутся на своем работе. «RPA может взять на себя решение более административных задач, в то время как люди будут решать сложные и значимые задачи», — говорит он.
Если RPA заменила ИТ-деятельность, которой вы занимались, то, скорее всего, вы изначально не были специалистом в области ИТ или, что лучше, ваши навыки не использовались должным образом до появления RPA, считает Баттерфилд. «Используйте эту возможность для развития своих навыков, чтобы выполнять более сложную ИТ-работу — она, безусловно, есть», — говорит он.
Движение вперед с помощью RPA
Для многих организаций RPA открывает дорогу к ИИ. Это хорошая новость для сотрудников, которым грозит замена. «Нынешние цифровые работники могут приобрести навыки работы с ИИ, чтобы автоматизировать более сложные процессы, — говорит Хейрстон. — Даже при более высоком уровне автоматизации большинство бизнес- и ИТ-процессов все равно требуют участия и/или контроля со стороны человека».
Одно можно сказать с уверенностью: изменения неизбежны. Хейрстон ссылается на отчет Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест 2023», в котором говорится о том, что в ближайшие пять лет потеряют актуальность 44% профессиональных навыков работников. Нынешние темпы развития технологий приводят к тому, что рабочие места трансформируются быстрее, чем когда-либо. ИТ-отделы могут быть либо ключевым фактором, способствующим этим изменениям, либо их получателем. «В первом случае ИТ-службы могут подтолкнуть бизнес к внедрению RPA и других технологий автоматизации, которые предназначены для использования бизнесом, — говорит Хейрстон. — Это поможет компаниям достичь своих наиболее стратегических целей и рассматривать ИТ-подразделение в качестве партнера».
По словам Чжао, по мере того как RPA и ИИ завоевывают все более прочные позиции, единственным способом продвижения вперед является помощь заменяемым сотрудникам в переквалификации и повышении квалификации. «К счастью, существует множество онлайн-платформ для обучения по доступной цене», — отмечает он. Для ускорения процесса обучения Чжао советует организациям разрабатывать курируемый контент, к которому сотрудники могут получать свободный доступ. Такой контент должен быть релевантным как для работы, которая постепенно прекращается, так и для задач, которые сотрудникам потребуется выполнять в будущем.
Для долгосрочного успеха любой стратегии интеллектуальной автоматизации необходима поддержка на уровне руководства. По словам Хейрстона, ИТ-руководители отвечают за выбор эффективных решений, донесение их преимуществ до сотрудников, а также за стимулирование и мотивацию работников к внедрению цифровых технологий. «Это включает в себя предоставление возможностей для всестороннего обучения, переквалификации и повышения квалификации», — отмечает он.