Ситуация с вовлечением молодежи в исследовательскую деятельность и повышением зарплат ученых в ближайшие годы может улучшиться. Такие ожидания отражают данные опроса руководителей российских вузов и научных организаций. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает знакомить с результатами новой волны проекта «Делаем науку в России», целью которого является комплексный анализ состояния и перспектив развития отечественного сектора исследований и разработок, в том числе в условиях внешних угроз и ограничений.
Исследование базируется на результатах проведенного в конце 2022 г. опроса представителей 577 научных организаций и университетов. Респондентами выступили руководители организаций или их заместители по научной деятельности — как лица, формирующие повседневные управленческие практики, которые непосредственно влияют на результативность науки и эффективность государственного регулирования.
Для оценки факторов кадрового потенциала использовалась пятибалльная шкала, где
Настоящий материал продолжает серию обзоров, подготовленных на основе новых результатов исследования «Делаем науку в России» (Doing Science), стартовавшего в
Укрепление кадрового потенциала сферы науки и технологий — одно из базовых условий обеспечения технологического суверенитета России. По данным опроса, текущую ситуацию с научными кадрами руководители организаций оценивают выше среднего (3,47 баллов из 5) и позитивнее, чем в исследовании 2017 года (3,24). Ожидания в течение ближайших трех лет умеренно оптимистичные (3,58).
На фоне демографических трендов на рынке труда опрошенные руководители предъявляют повышенный спрос на молодых исследователей: о том, что таких достаточно в возглавляемых ими организациях, заявило меньше респондентов, чем пятью годами ранее (средняя оценка — 3,43 против 3,58 в 2017 г.). С учетом пристального внимания государства к этой проблеме и расширения спектра мер поддержки молодых ученых, ожидания на трехлетнем горизонте достаточно позитивные (3,71), особенно в организациях высшего образования (4,02).
Риски оттока из страны ведущих ученых — руководителей исследовательских коллективов, согласно данным опроса, пока не проявились: острый дефицит таких специалистов в настоящее время не наблюдается (3,63 балла). При этом мнения респондентов относительно будущего разошлись: представители вузов считают, что ситуация улучшится (3,91) (возможно, принимая во внимание активную работу по выращиванию управленческих научных кадров, которая ведется российскими университетами), а руководители научных учреждений — наоборот (3,28).
По мнению опрошенных, за последние пять лет заметно увеличились возможности повышения заработной платы научных сотрудников (3,37 против 2,90). Учитывая внимание органов власти к вопросам оплаты труда ученых, респонденты (независимо от типа организации) надеются на дальнейший прогресс в этой сфере в перспективе трех лет (3,59). В отличие от вузов, подтвердивших благоприятные условия (как текущие, так и будущие) для поддержки публикационной активности исследователей и их стимулирования по результатам труда (более 4 баллов из 5), научные учреждения допускают дальнейшее сокращение у них таких возможностей.
В условиях ограничений международной кооперации руководители научных институтов ожидают снижения интенсивности совместной работы с зарубежными исследователями (с 2,99 до 2,69 баллов). Представители вузов, напротив, видят в сложившемся положении возможности для развития взаимодействия с дружественными странами (3,07 сейчас, 3,35 — в будущем).
Среди различных факторов, формирующих кадровый потенциал, наиболее позитивно руководители охарактеризовали уровень компетенций своих сотрудников — наличие гибких навыков (3,85), владение цифровыми технологиями и современными методами исследований (3,82), умение взаимодействовать с заказчиками и партнерами (3,78). Несколько хуже были оценены знания иностранных языков (3,54) и навыки проектного управления (3,39). Относительно дальнейшего совершенствования разнообразных компетенций исследователей весьма оптимистично настроены руководители вузов, тогда как их коллеги в научных организациях ожидают прогресс лишь в части навыков проектного управления (с 3,29 до 3,6).
В ходе исследования также оценивался уровень подготовки выпускников, принимаемых в организации на научные должности. В сравнении с опросом 2017 г. по этому показателю зафиксированы заметно более высокие баллы (3,82 против 3,50), что может быть следствием проводимой в последние годы целенаправленной государственной политики по повышению качества высшего образования и подготовки научных кадров.
Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, прокомментировал: «Развитие кадрового потенциала — центральный вопрос научной политики и базовое условие для достижения амбициозных целей технологического развития страны. В последние годы в ответ на некоторые неблагоприятные тренды и проблемы в этой сфере разрабатывались и совершенствовались меры поддержки научных кадров. Их позитивный эффект нашел отражение в ответах опрошенных руководителей организаций. В частности, за прошедшие пять лет увеличились возможности роста зарплаты научных сотрудников, поддержки публикационной активности, стимулирования научной результативности; повысился уровень компетенций исследователей. Вместе с тем вызовы технологического развития в новых реалиях требуют масштабных решений и в области поддержки научных кадров. Они должны быть направлены, с одной стороны, на содействие вузам и научным организациям в создании глобально конкурентоспособных условий труда для ведущих ученых и молодых перспективных исследователей (включая размер заработной платы, льготное жилье, соцпакет), а с другой — на устранение существующих административных барьеров и предоставление доступа к передовому научному оборудованию, материалам для исследований, специализированному программному обеспечению и научно-технической информации. Особое внимание должно быть уделено мерам по привлечению в нашу страну талантливых исследователей из-за рубежа, включая безбарьерные „умные“ визовые режимы, предусматривающие адекватный соцпакет и адаптационные механизмы».