Согласно новому исследованию IBM, в ближайшие три года 40% работников будут вынуждены переквалифицироваться в связи с распространением искусственного интеллекта, сообщает портал ZDNet.
Модели генеративного ИИ, такие как ChatGPT, могут выполнять многие технические задачи, такие как написание текстов и кодирование, настолько хорошо, что многие люди опасаются, что эта технология заберет их работу. Новое исследование IBM показывает, что люди должны не бояться этой технологии, а использовать ее в своих интересах.
Исследователи проанализировали, как распространение ИИ влияет на бизнес-модели компаний, в частности на то, как они используют ИИ в своей деятельности, и как он влияет на рабочие роли.
Чтобы найти ответы на эти вопросы, IBM также использовала данные двух предыдущих исследований: опроса 3 тыс. руководителей высшего звена из 28 стран и опроса 21 тыс. работников из 22 стран. Результаты показали, что ИИ, несомненно, вызовет изменения в трудовых ресурсах и бизнесе, но не обязательно в худшую сторону.
По оценкам опрошенных руководителей, в ближайшие три года 40% их сотрудников будут вынуждены переквалифицироваться в связи с внедрением ИИ, что, согласно статистике Всемирного банка, составит 1,4 млрд. человек из 3,4 млрд. человек суммарной мировой рабочей силы.
При этом 87% руководителей ожидают, что генеративный ИИ будет дополнять функции, а не заменять их.
Согласно исследованию IBM, те, кто успешно переквалифицируются для адаптации «к изменениям в работе, вызванным технологиями, демонстрируют рост доходов в среднем на 15%», а те, кто фокусируются на ИИ, «демонстрируют на 36% более высокие темпы роста доходов, чем их коллеги».
«ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят тех, кто его не использует», — говорится в отчете IBM.
Новая парадигма навыков резко снижает важность ранее весьма приоритетных технических компетенций, например, в области STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика). Причина в том, что теперь такие инструменты, как ChatGPT, позволяют работникам делать больше с меньшими знаниями, отмечается в отчете.
Сегодня больше внимания уделяется навыкам работы с людьми, таким как управление коллективом, умение эффективно работать в командной среде, умение эффективно общаться и готовность адаптироваться к изменениям, — все эти навыки переместились на первое место в списке наиболее важных навыков, требуемых от работников в 2023 г.