Цифровизация сегодня уже не мимолетный тренд и прихоть, а необходимость для компаний практически в любой сфере. Чтобы оставаться на плаву, выдерживать конкуренцию и улучшать свои финансовые показатели. Лидерами по цифровой трансформации уже несколько лет остаются телеком, банки и ритейл, а в числе отстающих — сельское хозяйство, строительство и машиностроение. Рассмотрим сложности на пути цифровой трансформации, которые характерны не только для строительной, но и для других отраслей, и как можно их преодолеть.
Неготовность сотрудников и цифровой консерватизм
Человеческий фактор очень существенно влияет как на процесс внедрения цифровых инструментов, так и на результат. Цифровой консерватизм на местах — одна из сложностей, с которой сталкивается даже очень прогрессивный бизнес. А для консервативных отраслей (промышленность, машиностроение, строительство) это особенно актуально. На собственном многолетнем опыте сначала в строительстве, а затем в консалтинге мы убедились, что на стройке должна быть легкая система управления проектами — не сложнее, чем Excel. Иначе приживаемость будет стремиться к нулю — решение просто не будут использовать на местах. А бывает и так, что цифровизация оказывается на руку не всем участникам процесса. Например, от того, что закупщик оборудования или материалов может выбрать невыгодного для организации, но выгодного для себя поставщика, можно избавиться только цифрой. Всегда следует помнить, что внедрение цифровых процессов в бизнес всегда начинается с сотрудников, и прежде всего стоит думать об удобстве внедрения и идти по пути наименьшей ломки устоявшихся процессов.
Отсутствие упорядоченных данных
Большая боль многих компаний, которые только встают на пути цифровой трансформации — разобщенность данных, нескоординированность действий отделов и подразделений, высокая степень бюрократии. Низкая культура работы с данными очень усложняет процесс цифровизации, а часто делает ее и вовсе невозможной. Мы не раз встречались с такими компаниями, которые только начинают использовать Excel и упорядочивать информацию, стараться обеспечивать согласованность между отделами и подразделениями, но уже очень хотят и лазерное сканирование, и искусственный интеллект, хотя в реальности совсем не готовы к цифровой трансформации. Прежде чем переходить к цифровой трансформации и внедрению решений, сформируйте стратегию работы с данными. В существующих моделях оценки зрелости управления данными (Data Management Maturity Assessment, DMMA) существует пять уровней зрелости: от начального до оптимизированного. Когда работа с данными налажена, можно ожидать от цифровизации действительно впечатляющих результатов.
Недостаток квалифицированных специалистов
Еще один вызов для компаний на пути цифровизации — недостаток специалистов. По разным данным, дефицит ИТ-кадров в России составляет около 1 млн. человек. Он обусловлен в том числе и быстрым обновлением цифровых технологий и запоздалым включением этих технологий в учебный процесс. Эта проблема решается сегодня на уровне государства: Минцифры совместно с Минобрнауки ведут работу по подготовке ИТ-специалистов в вузах в рамках национального проекта «Цифровая экономика», и предполагается, что эти меры к 2030 году помогут преодолеть дефицит кадров. Есть запрос и на профильную экспертизу: например, мы сейчас начинаем тестировать пилотные программы для сотрудников и учащихся в высших учебных заведениях, будем учить их студентов цифровым методам управления на стройке. Многие платформы, которые разрабатываются и уже пилотируются, учитывают этот момент дефицита специалистов: создаются простые и удобные в применении продукты, нет необходимости найма дополнительного сотрудника под внедрение.
Неготовность сворачивать с выбранного пути и признавать ошибки
Часто компании в процессе становления на цифровые рельсы рискуют попасть в ловушку собственного опыта. Например, если когда-то у компании был неудачный опыт внедрения цифры, а вместо ожидаемых результатов это принесло убытки. В этом случае лучше искать и находить проблемные процессы и найти подходящее решение с учетом конкретных запросов. Или другая ситуация: компания уже потратила миллионы на сложное, дорогое решение и не хочет отказываться от него в пользу нового, хотя и более простого. И появляется так называемый эффект Конкорда, или ловушка невозвратных затрат: чем больше денег и ресурсов потрачено на решение, чем сложнее от него отказаться. Например, в строительстве ряд игроков из топ-5 находятся в такой ловушке.
Попытки разработать решения самостоятельно
Распространено заблуждение, что самостоятельно разработать решение — гораздо выгоднее, чем внедрить готовое. Недавно мы проводили подсчеты и выяснили: разработка собственного решения обойдется компании в 76 млн. руб. только в первые 6 месяцев. Для сравнения, стоимость применения сторонней платформы за тот же период будет в десятки раз меньше.
Самая распространенная ошибка: думать, что с внедрением цифровая трансформация завершена
На этапе внедрения цифровая трансформация не заканчивается, это бесконечный процесс, который нужно постоянно отслеживать и поддерживать. Большинство предпринимателей и руководителей хотят увидеть ощутимые результаты и завершить трансформацию в течение 6 месяцев, в действительности же процесс может занять годы. Еще на старте необходимо понимать, куда двигаться дальше, после внедрения — составить дорожную карту и идти к конечной цели. И помнить, что любое внедрение проходит стандартные процедуры у пользователей: от недоверия к доверию, от доверия к очарованию, далее следуют этап повсеместного использования, а затем затухание. Решение должно быть простым и доступным для понимания, а руководители — заинтересованными и вовлеченными. Чтобы система работала эффективно, нужно постоянно ее совершенствовать и развивать, отслеживать, как проходит процесс внедрения и регулярно давать разработчикам и вендорам обратную связь.