Если вы хотите, чтобы ваш бизнес преуспел в мире, насыщенном искусственным интеллектом, вам необходимо действовать без привычных ограничений. О том, что это значит, на портале ZDNet рассказывают Вала Афшар, главный цифровой евангелист компании Salesforce, и Генри Кинг, руководитель направления стратегии бизнес-инноваций и трансформации компании Salesforce.
В мире, опирающемся на ИИ, где большинство процессов будут автоматизированы и автономны, влияние ИИ на бизнес безгранично. Поэтому и компании должны стать «безграничными» в своей способности использовать такие технологии, как ИИ, для раскрытия своего потенциала.
Безграничные компании выходят за рамки традиционных организаций. Они нацелены на достижение общего успеха, создавая ценность для своих клиентов, деловых партнеров и сообществ, а также для себя и своих сотрудников. Этот успех достигается за счет ресурсов, которые индивидуально наделены полномочиями быть автономными, подключенными и мобильными, а коллективно организованы так, чтобы быть интегрированными, распределенными и непрерывными.
Естественно, возникает вопрос, с чего начать путь к безграничным возможностям. Вот некоторые моменты, понимание которых поможет вам начать успешный путь:
- Модель безграничности настолько отличается (и не является чем-то очевидным), что обычные правила ведения бизнеса просто неприменимы. Безграничность — это новый способ организации и ведения бизнеса, который переводит успех из плоскости прибыли в плоскость целостности, где прибыль, цель и ценность являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими понятиями.
- Стремление к безграничности требует переосмысления операционной модели организации, особенно в том, как она позволяет бизнесу находиться в состоянии постоянного движения и связанности. Операционная модель должна отражать идею о том, что компания больше похожа на современную технологическую систему: технологичную, но при этом живую. Безграничная операционная модель поддерживает и обеспечивает непрерывность, а также позволяет организации сосредоточиться на сокращении отходов всех видов.
- Стремление к безграничности требует разработки/переработки основных бизнес-процессов таким образом, чтобы они начинались с перспективы и цели обеспечения ценности для клиента и его успеха.
- Стремление к безграничности требует разработки стратегии отношений: (1) определения типов желаемых отношений с клиентами и (2) определения других важных для вас отношений, включая (в зависимости от ситуации) бизнес-экосистемы, сообщества и окружающую среду.
Различия операционных моделей
Традиционная операционная модель основана на представлении о том, что компания — это вещь, субъект, структура. Однако безграничные организации отличаются тем, что быстро реагируют на текущие и будущие потребности клиентов и рыночные условия, а также принимают решения и действуют в соответствии с ними.
Как компании осознают, что происходит вокруг них, и как они реагируют на эти сигналы? Размышляя над тем, как компании могут развивать эти возможности, мы обратились к другим моделям ситуационной осведомленности, чтобы понять, что можно из них почерпнуть.
Одна из таких моделей, разработанная военным стратегом Джоном Бойдом, известна как цикл «observe-orient-decide-act» («наблюдение-ориентация-решение-действие», OODA loop). Его целью было объяснить, как пилоты истребителей могут добиться превосходства в боевой обстановке. Идея Бойда заключалась в том, что способность чувствовать и реагировать на быстро меняющиеся условия быстрее, чем противник, дает пилоту конкурентное преимущество.
Петля OODA описывает процессы, необходимые для восприятия и реагирования, и позволяет военным разрабатывать наиболее рациональные способы их выполнения. Эта модель получила широкое распространение как в армии, так и на предприятиях, которые могут использовать ее в качестве концептуальной основы для проектирования и разработки процессов управления бизнесом. Цель, как и в военном деле, состоит в том, чтобы обеспечить ускорение процессов принятия стратегических решений и внедрения инноваций за счет эффективного управления процессами.
В ходе исследования мы поняли, что цикл OODA очень похож на модель «sense-perceive-decide-actuate» («чувство-восприятие-решение-действие», SPDA), которая используется для описания работы автономных автомобилей. В этой модели автомобиль выполняет следующие функции в реальном времени и непрерывно:
- Чувство: автомобиль использует свои датчики для сбора в реальном времени данных о ближайшем окружении или ситуации — в первую очередь о дороге и соседних автомобилях. Понятие «чувствовать» шире понятия «наблюдать» и отражает (1) тот факт, что не все датчики основаны на зрении, и (2) что они не оценивают значение данных, которые собирают и передают.
- Восприятие: автомобиль интерпретирует данные, которые передают датчики, и придает им смысл, используя для этого машинное обучение и ИИ. Tesla разработала собственный суперкомпьютер Dojo для обучения бортового интеллекта на основе данных от всего парка автомобилей, чтобы повысить точность восприятия и принятия решений.
- Принятие решения: автомобиль выбирает один из доступных ему вариантов и принимает решение о наиболее безопасных действиях, опять же с помощью ИИ.
- Действие: автомобиль приступает к выполнению действий, которые он решил предпринять. Конечно, в современном автомобиле существует множество исполнительных механизмов, но есть три основных — это дроссельная заслонка для ускорения, рулевое управление для направления движения и тормоз для остановки, которые помогают автомобилю выполнить свою задачу и безопасно добраться до места назначения.
В случае с автомобилем модель SPDA описывает, как единая автономная система может эффективно работать в окружающем мире и взаимодействовать с ним.
Как же эти модели автономных систем применимы к безграничному бизнесу и как мы можем адаптировать их для создания безграничной операционной модели? Короткий ответ: они работают очень хорошо, но мы считаем, что для того, чтобы сделать их наиболее полезными, стоит внести следующие изменения.
Во-первых, безграничные компании живут как часть рынков, экосистем и сообществ, а не отдельно от них. Идея о том, что компания существует сама по себе, больше не может быть реализована. Идентичность определяется не в терминах изоляции и исключения, а в терминах связанности и инклюзивности. С точки зрения операционной модели, безграничная компания связана с более крупной экосистемой и все, что она делает, происходит в контексте этой экосистемы.
Во-вторых, в описанных выше моделях основное внимание уделяется восприятию непосредственных и/или локальных условий, что иногда называют ситуационной осведомленностью. Это очень важно для принятия эффективных решений, но в настоящее время одной ситуационной осведомленности уже недостаточно. Современной компании нужна горизонтальная осведомленность, что означает связь с более широким миром, выходящим за пределы непосредственного «здесь и сейчас». Компании должны уметь видеть «дальше в будущее» точно так же, как автономный автомобиль может знать о ситуации в любой точке своего маршрута и предпринимать активные действия, чтобы предвидеть и избежать проблем благодаря своей как глобальной, так и локальной связанности.
В-третьих, безграничные системы являются самоподобными на различных уровнях (такие автомодельные системы еще называют фрактальными). Отдельные ресурсы безграничной компании сами по себе безграничны и несут ту же ответственность, что и компания, — реагировать на сиюминутные потребности клиентов и текущие рыночные условия, а также быть внимательными и готовыми к будущим. И так же, как и компания в целом, когда отдельные сотрудники и команды предпринимают действия, они делают это в мире, а не в вакууме.
Модель SUDA
Наша модель должна рассматривать действия и реакции в их контексте, локальном или глобальном, и она должна быть способна работать как на уровне отдельного сотрудника, так и на уровне команды и компании. Результатом этих рассуждений стала Boundless Operating Model, или SUDA (Sense, Understand, Decide, Act).
Модель Boundless Operating Model разделяет четыре функции, рассмотренные выше, на две области: «связи» (connection) и «автономия» (autonomy).
В левой части модели, в области связей, находятся функции «чувство» (sense) и «действие» (act), которые выполняются в большом мире, частью которого является система, и во взаимосвязи с ним. Суть в том, что эти системы не действуют в вакууме. Они действуют в мире и на мир, а мир действует на них. На этой стороне есть две петли. Меньший контур (сплошная линия) описывает локальный и непосредственный мир, в котором действует система. Это то же самое, что «ситуация» в модели ситуационной осведомленности. Пилот истребителя, автономный автомобиль, компания, команда, торговый представитель или проектная группа — все они должны быть готовы чувствовать и реагировать на ситуацию, в которой оказались, реагировать на замедляющийся перед ними автомобиль, иметь доступную информацию, чтобы эффективно ответить на звонок клиента, и т. д. Больший контур (пунктирная линия) описывает глобальный мир ближайшего будущего или формирующийся мир, в котором система также должна действовать.
Автономный автомобиль не только связан с окружающими его автомобилями и через свои датчики знает свое положение в реальном времени относительно них и других объектов на дороге, он также связан с более широким миром и знает о складывающихся на дороге условиях. В результате он может предсказать вероятные последствия для своей «миссии» и предпринять упреждающие действия, чтобы избежать их. Сегодня все компании имеют доступ к предиктивной и предписывающей аналитике данных, и успешными будут те, кто использует эти инструменты для принятия обоснованных решений и упреждающих действий, направленных либо на предотвращение известных проблем, либо на использование известных возможностей, либо на то и другое. Мы называем пунктирную петлю «горизонтом», чтобы выразить этот более широкий контекст во времени и пространстве, к которому должны быть подключены все компании, чтобы добиться успеха.
В правой части модели, в области автономии, находятся функции «понимание» (understand) и «решение» (decide). Непосредственное значение здесь имеет тот факт, что в постпандемическом мире, где все делается из любого места, команды и сотрудники компании становятся все более распределенными и удаленными от центра, и поэтому им необходимо предоставить автономию для принятия своевременных и точных решений о том, как выполнять свои задачи. Для работы с децентрализованными и автономными сотрудниками компании необходимо перестроить процессы управления и контроля в виде оркестровки ресурсов. При этом сама компания также должна быть автономной в смысле наличия уникальной идентичности и миссии, несмотря на ее связи и безграничный характер.
Как уже отмечалось, Boundless Operating Model разработана не только для поддержки требования к ситуационной и горизонтальной осведомленности всех компаний, но и для работы как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях. Компании могут использовать модель для проектирования и разработки процессов для отдельных сотрудников, команд сотрудников и процессов управления бизнесом в масштабах всей организации.
В заключение отметим, что модель безграничной деятельности, или SUDA, является развитием других моделей ситуационной осведомленности или моделей «чувствую и реагирую», которые предназначены для отражения динамично меняющихся условий, в отличие, например, от цикла PDCA или цикла Деминга, который был разработан для непрерывного совершенствования в стабильных условиях или относительно контролируемой среде.
Мы не изобретали модель SUDA. Мы расширили часть логики «чувствовать» и «действовать» на внутренние и внешние факторы. Она помещает автономный субъект, будь то сотрудник, команда или компания, в контекст взаимосвязанного мира, как локального, так и глобального, и может использоваться компаниями в качестве концептуальной модели для выявления, определения и развития процессов, которые позволят им действовать решительно, постоянно учиться и совершенствоваться, а также реагировать со скоростью, необходимой в этом мире.