Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал новые данные Росстата по ключевым показателям инновационной деятельности российских организаций по итогам 2022 г.
Приоритеты российского бизнеса во многом сместились на фоне структурной трансформации экономики и беспрецедентных международных санкций, влияющих на кооперационные связи, логистические маршруты и доступность традиционных экспортных рынков. Предприятия от развития инноваций для достижения стратегических долгосрочных целей перешли к оперативной перестройке и решению краткосрочных базовых задач (налаживанию экспорта и импорта, поиску новых поставщиков и рынков сбыта и др.). Тем не менее, подстроившись под новые реалии, организации в 2022 г. продолжили инвестировать в инновации.
Объем затрат на инновационную деятельность достиг 2,7 трлн руб. (против 2,4 трлн руб. в 2021 г.). При пересчете в постоянные цены (с учетом инфляционного давления) значение индикатора соответствует уровню предыдущего года. Новые меры поддержки организаций, создающих или использующих отечественное программное обеспечение, способствовали увеличению затрат на такие виды инновационной деятельности, как разработка и приобретение программ для ЭВМ и баз данных (+98% к уровню 2021 г.), приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности (+18%), необходимые для перестройки информационных систем и бизнес-процессов.
Максимальный прирост затрат на инновации зафиксирован в отраслях, где уход с рынка зарубежных компаний стимулировал увеличение спроса на производимую продукцию: это производство бумаги (+46,5%), химических веществ и продуктов (+42,5%), мебели (+33,2%), текстильных изделий (+28,1%), прочей неметаллической минеральной продукции (+21,3%). Кроме того, возросли затраты на инновации в сельском хозяйстве (+26,7%), сфере телекоммуникаций и информационных технологий (+16,2%), получивших дополнительную поддержку со стороны государства.
Интенсивность затрат на инновационную деятельность, то есть их доля в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, составила 2,1% (против 2% в 2021 г.). Самые высокие значения по итогам 2022 г. характерны для производства летательных и космических аппаратов (13%), бумаги (6,8%), компьютеров (5,4%), автотранспортных средств (4,6%), фармацевтики (4,2%) и др.
Объем инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в 2022 г. составил 6,4 трлн руб. (против 6 трлн руб. в 2021 г.). При пересчете в постоянные цены это оказалось на 8% ниже уровня предыдущего года. В ряде отраслей сохранилась положительная динамика, в их числе сельское хозяйство (+60,1%), металлургия (+41,4%), транспортировка и хранение (+31%), производство компьютеров (+23,4%), здравоохранение (+10,6%).
В общем объеме продаж доля инновационной продукции остается невысокой — 5,1% (в 2021 г. — 5%). Лидируют производители летательных и космических аппаратов (28,1%), судов и лодок (23,7%), компьютеров (22%), готовых металлических изделий (13,1%).