Несмотря на высокую неопределенность на рынке лизинговые компании не смогут игнорировать ряд ключевых тенденций, которые будут определять развитие бизнеса. Среди них — адаптация к новым условиям, внедрение инноваций и ориентация на потребности клиентов. Рынок настроен оптимистично: согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА», около половины компаний из топ-40 рассчитывают в 2023 году на более чем 25% роста бизнеса.
Как изменился рынок корпоративного лизинга и на какие тенденции обратить внимание крупному бизнесу, чтобы оставаться конкурентоспособным в новой реальности?
Поиск новых рынков и ниш
Основные корпоративные сегменты рынка лизинга еще в прошлом году почувствовали на себе влияние санкций. В первую очередь это затронуло государственные компании и тех, кто являются частью холдингов, попавших под ограничения. Внешнеэкономические условия также ограничили выход крупных лизингодателей на биржу. Это создало сложности для тех игроков, чья база фондирования зависела от размещения облигаций.
Еще один важный фактор, оказавший влияние на работу отрасли, — удорожание, а в некоторых случаях — дефицит европейской и американской техники, на которую раньше был высокий спрос. На этом фоне поменялись и предпочтения потребителей. Так, например, в июле 2023 года на долю китайских автомобилей пришлось 55% от общей суммы продаж. Это рекордный показатель: ровно год назад этот он составлял менее 30%.
Лизинговые компании пересматривают продуктовый портфель и расширяют линейку продукцией азиатских производителей. Спрос высокий: сервисы такси и каршеринга, которые нуждаются в обновлении автопарка, активно оформляют в лизинг новые китайские автомобили. В части спецтехники компании делают ставку на корейских производителей: поставки деталей стабильны, а в сервисных центрах нет проблем с ремонтом такого транспорта.
Также часть лизинговых компаний уже сфокусировались на крупных инфраструктурных, автодорожных, строительных проектах. И ещё одно интересное решение для отрасли — это поиск новых ниш. Ими могут быть, например, возвратный лизинг, при котором клиент сначала продает свое имущество компании, а потом берет его в аренду с постепенным выкупом. Еще одна перспективная и актуальная ниша — лизинг б/у техники. Так, по данным Росстата, на балансе отечественных предприятий находится 45% оборудования возрастом от 10 до 30 лет. Показатель износа фонда в обрабатывающих отраслях достигает порядка 15 лет. Такое состояние технологической базы будет сдерживать рост промышленности. Обновить парк производственного оборудования можно с помощью лизинга техники, которая ранее эксплуатировалась, — для бизнеса это будет более целесообразно.
Некоторые лизинговые компании, работающие в корпоративном сегменте, начали внедрять услуги для физлиц, например, подписку на автомобиль. Появление этой опции продиктовано глобальным изменением потребительских привычек: право владеть машиной становится не таким важным, как возможность им пользоваться. Однако ждать роста этого сегмента стоит лишь в случае, если физлицам будет доступно одно из очевидных преимуществ финансовой аренды — возврат уплаченных во время действия договора 20% по НДС. Решение этого вопроса лежит в том числе в законодательной плоскости.
Опыт онлайн-покупок
Онлайн-покупки в лизинг — это новый технологический тренд на российском рынке. Собственные цифровые продукты разной степени функционального наполнения в этом году появились у крупнейших игроков. Лизинговые компании запускают и тестируют онлайн-сервисы и планируют развивать каналы дистрибуции, чтобы услуга была доступна для оформления через электронные площадки партнеров и дилерские центры.
Онлайн-сервисы работают просто: клиенту достаточно зарегистрироваться на сайте, выбрать параметры договора, загрузить документы для сделки в личный кабинет, там же дождаться одобрения (в случае крупных лизинговых компаний это занимает считанные часы), подписать договор в ЭДО и внести аванс.
Некоторые крупные игроки пошли дальше и внедрили более сложный инструмент — полноценные маркетплейсы для автолизинга. На них, в отличие от более простых онлайн-сервисов, представлены готовые лизинговые «наборы» — это комплекты с фиксированной ценой и прочими финансовыми параметрами. Клиент лишь выбирает вид техники и основные параметры лизингового договора, а далее процедура онлайн-оформления продолжается по уже знакомому алгоритму.
Подобные инструменты приближают пользовательский опыт лизингополучателей к привычным онлайн-покупкам в интернет-магазинах или на маркетплейсах. Представители бизнеса могут без участия менеджера получить технику в лизинг — оформление полностью проходит онлайн. Единственная точка очного касания клиента и компании — момент выдачи техники в дилерском центре.
Алгоритм лизинговой онлайн-сделки точно такой же, как при оформлении кредита или рассрочки в онлайн-магазине. Скорость и легкость оформления — тоже на уровне привычных онлайн-покупок. А процесс, включая внесение лизинговых платежей, отслеживание просрочки и любые взаимодействия по договору, можно отслеживать в режиме реального времени в личном кабинете пользователя на любом устройстве.
Интеграция с автодилерами по API для повышения доходов
Для маркетплейсов критически важна актуальность данных, чтобы обеспечивать безупречный сервис. Благодаря этой возможности клиенты смогут не только в любой момент получить корректную информацию о наличии того или иного автомобиля, но и забронировать понравившуюся модель, пока проходят все необходимые процедуры и оформляют документы.
Бизнес по-разному решает эту проблему. Например, чтобы быть в курсе актуальных остатков автомобилей у автодилеров, лизинговые компании используют системы мониторинга, которые автоматически сканируют сайты и обновляют информацию о наличии машин.
Однако наиболее интересные решения выходят за рамки обычной автоматизации, создавая целую систему обогащения данных. Дело в том, что в отличие от сведений о клиентах, которые достаточно статичные, информация о стоке — это динамичный процесс, требующий обновлений в режиме реального времени. Чтобы обеспечить этот темп работы, крупные игроки используют API автодилеров. Это наиболее простой и удобный вариант решения, поскольку он позволяет моментально получать информацию о наличии автомобилей, и, соответственно, быстрее реагировать на изменения на рынке и принимать решения, опираясь на актуальную информацию. Кроме того, использование API автодилеров может снизить затраты на мониторинг наличия автомобилей, так как это полностью заменяет ручную проверку сайтов. В результате бизнес не только существенно экономит трудозатраты при заключении лизинговых договоров и ускоряет прохождение сделки, но и выполняет функции прескоринга.
Интеграция с API автодилеров не является сложной задачей, но требует специализированных навыков в области кроссплатформенной разработки, дизайна, оркестрации API и знания нескольких языков программирования. Также необходимо понимание специфики работы автодилеров и их систем.
***
У российских лизинговых компаний большой потенциал развития. В ближайшие годы рынок продолжит адаптироваться под новые геополитические условия, ориентируясь под новые бренды и перестраивая логистические цепочки. Это значит, что качество лизингового портфеля большинства игроков не претерпит больших изменений. А запущенные ранее проекты цифровизации и инвестиции в повышение эффективности, безусловно, дадут свои плоды. Именно это в значительной степени поможет лизинговым компаниям предоставлять удобный и принципиально новый клиентский опыт.