Унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC) — как известно, зонтичный термин, объединяющий технологии, предназначенные для обеспечения совместной работы с применением различных способов связи (голосовые вызовы, электронная почта, мгновенные сообщения, видеоконференции и т. д.).
Как сообщил на октябрьской конференции «IVA Day 2023» генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский, существенную часть российского рынка UC занимают системы видеоконференцсвязи (ВКС). По оценкам IVA Technologies, в обозримом будущем российский рынок ВКС будет расти быстрее, чем рынок UC в целом.
Если последний к 2026 г. увеличится, по сравнению с итогами 2022 г., предположительно, в два раза (с 25 до 50 млрд. руб.), то его сегмент, относящийся к ВКС, -— почти в три раза (с 10 до 28 млрд. руб.). Отметим, что в прогнозах IVA Technologies объем рынка оценивается в расходах заказчиков на «софт», «хард» и разного рода услуги.
Если же говорить о тиражируемых системах ВКС, то их, по стране происхождения, в первом приближении, можно разбить на отечественные и зарубежные. По оценкам IVA Technologies, если по итогам 2022 г. на российские системы ВКС приходилось 34% рынка данных систем, то по итогам 2023 г. этот показатель, предположительно, увеличится до 60%.
В то же время, если с «софтом’’ для ВКС дела обстоят достаточно благополучно, то с «железом» не все так просто. Представители компании «Брюллов» отмечают, что следует различать оборудование марок США и Европы (часто в реальности производства Китая), оборудование китайских марок, OEM/ODM-оборудование, предлагаемое под российскими торговыми марками, и полностью российское оборудование. Последнего в настоящее время, увы, не так много.
Что касается заказчиков, то по оценкам генерального директора интеграторской компании «Цинтера» Юрия Хухашвили, в нашей стране многие предприятия только начинают строить инфраструктуры UC. В то же время большинство из них давно использует корпоративные почтовые системы онпремис. А широкое внедрение систем ВКС и мгновенных сообщений развивается по сервисной и онпремис-моделям. «В настоящее время в нашей стране наиболее распространена онпремисная модель построения инфраструктуры UC, на втором по популярности месте находится гибридная модель, а на третьем -— чисто облачная (UCaaS)», — отметил Юрий Хухашвили.
По его словам, российский рынок UC активно развивается. «Многие отечественные компании -— прежде всего, крупного и среднего размера — начинают применять UC-решения для реализации своих стратегий корпоративных коммуникаций. Количество компаний, поставляющих клиентское и/или серверное UC-оборудование растет, следуя за спросом на UC-решения. Поставляется много импортной продукции, особенно из Китая. Но уже есть и отечественные успешные разработки и продукты, — пояснил Юрий Хухашвили. — Надо отметить, что наши производители за короткие сроки сумели качественно реализовать требуемый функционал, чтобы заменить импортные аналоги. Теперь же они стараются превзойти западные аналоги. Сложнее обстоят дела с совместимостью и созданием мультибрендовых UC-экосистем. Поэтому многие ключевые интеграторы UC-решений пока стараются выполнять свои проекты на какой-либо одной платформе».