Аварийное восстановление как сервис (DRaaS) предполагает размещение данных и систем восстановления в облаке, доступном из любого места. Портал ComputerWeekly обсуждает отличия от облачного резервного копирования как сервиса (BaaS) и другие аспекты DRaaS.
По данным исследования Enterprise Strategy Group (ESG), более половины компаний в настоящее время используют DRaaS. Это объясняется тем, что DRaaS позволяет быстро восстанавливать данные после аварии или другого сбоя, причем без затрат на традиционную аппаратную репликацию данных и резервные системы.
Используя облачные хранилища и управляемые сервисы, организации экономят на капитальных затратах и накладных расходах на ИТ, но за счет возможного увеличения времени восстановления.
CIO необходимо различать более дешевые, но менее функциональные облачные сервисы резервного копирования и настоящие DRaaS, а также ориентироваться в сложном наборе поставщиков, функциональных возможностей и цен.
Что такое DRaaS?
Рост облачных вычислений, и особенно облачных сервисов хранения данных, изменил лицо рынка резервного копирования и восстановления. Все большее число поставщиков предлагают услуги аварийного восстановления (DR) либо полностью в облаке, либо в сочетании с онпремисными технологиями.
Облако дает организациям возможность создавать копии данных за пределами своей площадки или даже реплицировать целые производственные среды. При этом отпадает необходимость в приобретении площадей для размещения ЦОДов или колокейшн, а также в создании вторичной отказоустойчивой системы.
Кроме того, поскольку в настоящее время все больше рабочих нагрузок размещается в облаках, имеет смысл обеспечивать отказоустойчивость одной облачной среды в другой.
В обоих сценариях DRaaS обещает быстро вернуть системы организации в рабочее состояние без необходимости приобретения нового оборудования и мощностей, а также с минимальным нарушением рабочих процессов.
Однако DRaaS отличается от простых облачных сервисов резервного копирования. Ввиду сложности аварийного восстановления здесь гораздо большее внимание уделяется услугам, адаптированным к производственной среде и бизнес-процессам заказчика.
DRaaS или BaaS?
Поставщики технологий резервного копирования, систем хранения данных и крупные провайдеры публичных облаков предлагают целый ряд услуг резервного копирования и аварийного восстановления.
Резервное копирование является очевидным вариантом использования облака, поскольку оно обладает способностью к масштабированию и позволяет компаниям перейти на модель хранения данных с оплатой по факту.
Кроме того, резервное копирование в облаке удовлетворяет требованию непрерывности бизнеса о сохранении хотя бы одной копии данных за пределами предприятия и может служить «воздушной прослойкой» для защиты данных от атак, например, вирусов-вымогателей.
Однако BaaS и DRaaS — это разные сервисы. BaaS — более распространенный вариант, в котором основное внимание уделяется сохранению одной или нескольких копий данных в случае их потери. В настоящее время поставщики предлагают сложные схемы уровней стоимости и производительности, позволяющие экономично хранить данные в течение длительного времени. Это особенно привлекательно для регулируемых отраслей, где это также соответствует нормативным требованиям.
Восстановление обычно осуществляется на локальном оборудовании компании, но этот процесс может быть медленным. Даже восстановление на облачную инфраструктуру означает необходимость начинать все с нуля: создавать новые облачные экземпляры и виртуальные машины, устанавливать приложения и восстанавливать данные.
DRaaS решает эту проблему путем создания копии производственных данных и систем в облаке. Такие дублированные системы похожи на аппаратные средства горячего резервирования, используемые в отраслях, где требуется высокий уровень доступности данных и непрерывности бизнеса, но при этом они позволяют получить экономию от масштабирования в облаке и избежать первоначальных затрат на аппаратное обеспечение обычных дублированных систем.
Преимуществом DRaaS является также то, что это работает как сервис. После запуска системы в эксплуатацию вмешательство ИТ-отдела практически не требуется. Поставщики также предлагают дополнительные услуги, такие как тестирование и консультирование по вопросам DR. Разумеется, за эти услуги приходится платить.
Кто использует DRaaS?
Практически любая организация может использовать DRaaS, поскольку это не требует больших аппаратных средств и предварительных инвестиций.
Однако чаще всего DRaaS используется в организациях, которые хотят минимизировать время простоя, но не могут оправдать инвестиции в резервное оборудование, размещенное в ЦОДе или как колокейшн. В этом случае, скорее всего, придется искать компромисс между производительностью и временем восстановления, а также стоимостью. DRaaS в публичном облаке будет медленнее, чем специализированные системы, но восстановление после аварии все равно будет происходить быстрее, чем после базового резервного копирования в облаке или BaaS.
DRaaS также находит применение там, где обычные системы DR менее практичны. Сюда относятся филиалы и удаленные офисы, которые могут иметь более низкую пропускную способность соединений и не располагать достаточной ИТ-поддержкой на месте.
Также наблюдается тенденция к использованию DRaaS для обеспечения отказоустойчивости облачной инфраструктуры. Такое межоблачное аварийное восстановление может включать в себя как копирование всей производственной среды облака или отдельных виртуальных машин на вторичную облачную площадку, так и обеспечение дополнительного резервирования и непрерывности работы приложений SaaS.
Некоторые компании создают собственные системы аварийного восстановления данных из облака в облако, но тенденция состоит в том, чтобы приобретать их в качестве комплексной услуги.
Сколько стоит DRaaS?
Поставщики используют различные модели тарификации DRaaS, что может затруднить сравнение стоимости.
Большинство поставщиков взимают плату за гигабайт защищенных данных в месяц, что аналогично модели ценообразования BaaS. Однако некоторые взимают плату за каждый защищенный сервер или за каждый сокет для виртуальных устройств. При защите настольных компьютеров или устройств конечных пользователей плата может быть основана на объеме данных, защищаемых на одном устройстве в месяц. Некоторые поставщики также взимают плату за восстановление данных.
Один из способов, с помощью которого поставщики DRaaS могут сэкономить средства компаний, — это объединение объема защищаемых данных, а не принуждение пользователей платить фиксированную сумму за каждое устройство.
Однако, как отмечает аналитик Freeform Dynamics Тони Лок, в настоящее время все больше поставщиков предлагают фиксированную ежемесячную плату за DRaaS. Это может оказаться дешевле, чем ценообразование на основе использования, особенно если задействован план DR.
Для организаций, создающих DRaaS своими силами, основными расходами будут облачное хранилище, лицензии на ПО, используемое для создания и управления реплицированными системами, а также время сотрудников на создание и поддержку системы. CIO также следует обратить внимание на различающиеся расходы на разных уровнях хранения и на оплату вывода данных в случае возникновения ситуации восстановления.