Об искусственном интеллекте говорят все, но новые исследования показывают, что пройдет еще немало времени, прежде чем начнут реализовываться крупномасштабные проекты в области ИИ, сообщает портал ZDNet.
Генеративный ИИ привлек внимание широкой общественности, но этот ажиотаж не означает, что руководители считают его готовым к внедрению в бизнесе. По данным очередного исследования Nash Squared «Digital Leadership Report 2023», который является крупнейшим и самым продолжительным в мире ежегодным опросом технологических руководителей, лишь один из десяти сообщает о наличии масштабных внедрений ИИ.
Более того, шумиха вокруг генеративного ИИ мало способствовала дальнейшим инвестициям в ИИ — по данным Nash Squared, доля тех, кто тратит большие средства на ИИ, не меняется уже пять лет.
Со стороны кажется, что «лай» искусственного интеллекта гораздо сильнее, чем «укус». В то время как все говорят о генеративном ИИ и машинном обучении, лишь немногие компании инвестируют в крупномасштабные внедрения ИИ.
Однако Бев Уайт, генеральный директор компании Nash Squared, специализирующейся на цифровой трансформации и подборе персонала, отмечает, что важно рассматривать эти цифры в контексте. Да, лишь немногие компании сейчас тратят большие средства на ИИ, но многие организации начинают изучать новую технологию. «На самом деле мы наблюдаем довольно активное развитие», — говорит Уайт, отмечая, что интерес к ИИ находится на стадии исследований, а не производства.
Около половины компаний (49%) проводят пилотные или мелкомасштабные внедрения ИИ, а треть изучает генеративный ИИ. «И именно это мы наблюдали, когда облака только начинали развиваться», — говорит Уайт, сравнивая развитие ИИ с первоначальным переходом на облачные технологии более десяти лет назад. «Тогда было „давайте окунемся в воду, давайте поймем, каковы все последствия для политики, для данных, для конфиденциальности и для обучения“, — говорит она. — Предприятия создавали свои собственные сценарии использования, проводя небольшие, но значимые пилотные проекты. И я не удивлена, что так происходит и в этот раз».
На самом деле, по мнению Уайт, нежелание тратить большие средства на ИИ имеет смысл по двум основным причинам.
Во-первых, многие организации испытывают нехватку средств из-за больших инвестиций в ИТ во время и сразу после пандемии. «Цифровые руководители пытаются свести баланс — они думают о том, что даст им наибольшую отдачу от инвестиций прямо сейчас, — говорит Уайт. — Небольшие, осторожные, хорошо спланированные пилотные ИИ-проекты — в условиях, когда вы все еще занимаетесь некоторыми более масштабными проектами цифровой трансформации — смогут значительно изменить вашу организацию».
Во-вторых, многие новые технологии — в частности, генеративный ИИ — находятся на начальной стадии развития. Каждая новая итерация известной большой языковой модели, такой как ChatGPT от OpenAI, приносит новые разработки и возможности, но также и риски, отмечает Уайт. «Вы несете ответственность как CIO или CTO крупного предприятия. Вы хотите быть уверены в том, что вы делаете с ИИ, — говорит она. — Риск здесь настолько велик, что вам нужно продумать, как вы будете действовать. Что нужно для защиты людей, которые работают в вашем бизнесе? Какие политики вы хотите иметь?»
Уайт указывает на важность безопасности и конфиденциальности ИИ, особенно когда речь идет о возможности обучения сотрудниками моделей на основе данных, принадлежащих кому-либо другому, что может открыть дверь для судебных разбирательств. «Существует большой риск того, что люди могут несанкционированно копировать данные, — говорит она. — Я не говорю, что генеративный ИИ — это плохо. На самом деле я действительно являюсь его поклонницей. Но я хочу сказать, что нужно очень хорошо осознавать источники данных и решения, которые вы принимаете на основе этой информации».
Учитывая эти опасения по поводу новых технологий, может показаться странным, что, по данным Nash Squared, только 15% цифровых руководителей чувствуют себя готовыми к требованиям генеративного ИИ.
Однако, по мнению Уайт, такая неподготовленность вполне объяснима, учитывая отсутствие ясности в вопросе о том, как безопасно и надежно внедрять ИИ сегодня, а также возможность резкого изменения направления развития в недалеком будущем.
«Если вы отвечаете за безопасность, надежность и репутацию при использовании этой технологии в вашем бизнесе, вам лучше убедиться в том, что вы все продумали, а также привлечь совет директоров и обучить их на этом пути, — говорит она. — Многие старшие руководители знают, что ИИ должен быть где-то в их структуре, поскольку он обеспечит конкурентное преимущество, но пока не знают, где именно. По сути, это этап открытия».
По словам Уайт, сосредоточенность на поиске и исследовании также помогает объяснить, почему только 21% глобальных организаций имеет политику в области ИИ, а более трети (36%) не планируют создавать такую политику.
«Сколько вы знаете инновационных проектов, которые начались с того, что люди задумались о потенциальных проблемах и точках отказа? — вопрошает она. — В основном вы начинаете с вопроса: „Вау, к чему меня это может привести?“. А затем уже выясняется, какие двери нужно закрыть вокруг себя, чтобы сохранить проект и данные в целости и сохранности».
Однако, несмотря на то, что профессионалы хотят определенной свободы, когда речь идет об изучении возможностей ИИ, исследование, в ходе которого было опрошено более 2000 цифровых руководителей по всему миру, показывает, что CIO не забывают о необходимости надежного управления в этой быстро развивающейся области.
В большинстве случаев цифровые руководители ищут нормативные акты, которые помогут их организациям безопасно и надежно исследовать ИИ. Однако они также не уверены в том, что правила для ИИ, разработанные отраслевыми или государственными органами, будут эффективными. Хотя 88% цифровых руководителей считают, что более жесткое регулирование ИИ необходимо, 61% утверждает, что ужесточение регулирования не решит всех проблем и рисков, связанных с появлением новых технологий.
«Хорошо, когда есть рекомендации от отраслевых организаций и правительств, на которые можно опираться в своих рассуждениях, — говорит Уайт. — Но не обязательно, что вам это понравится. Если они будут закреплены в законе, то внезапно вам придется их соблюдать и искать способ оставаться в их рамках. Таким образом, регулирование может быть как благословением, так и проклятием».
Даже если в быстро развивающейся области ИИ нормативные акты появляются медленно, это не повод для самоуспокоения в плане комплаенса компаний, которые стремятся изучить эту технологию, считает она. Цифровые руководители, особенно руководители служб безопасности, должны уже сейчас задуматься о своих собственных правилах использования ИИ на предприятии.
«Наш CISO размышляет о генеративном ИИ и о том, что он может стать настоящим подарком для киберпреступников. Он может безнаказанно открыть двери к важным, большим кускам данных. Это может означать доступ к вашему секретному соусу. Необходимо взвешивать риски и преимущества», — говорит Уайт. Учитывая этот баланс, она предупреждает профессионалов: будьте готовы к громким инцидентам с ИИ.
Подобно тому, как инцидент в области кибербезопасности, затронувший нескольких человек, может показать риски для многих других, инциденты с ИИ — такие как утечки данных, галлюцинации и судебные разбирательства — заставят ведущих специалистов сделать паузу и задуматься, изучая эту новую технологию.
«Как руководители, мы должны быть обеспокоены, но нам также необходимо быть любознательными. Мы должны вникнуть в ситуацию и принять в ней участие, чтобы увидеть открывающиеся возможности», — говорит Уайт.