В связи с бурным развитием периферийных вычислений и увеличением числа критически важных приложений, таких как видео- и аудиоконференции, пришло время пересмотреть приоритеты сетевого обслуживания, пишет на портале Network Computing Мэри Шеклет, президент консалтинговой компании Transworld Data.

Качество обслуживания (Quality of Service, QoS) — это «описание или измерение общей производительности сервиса, например, телефонии или компьютерной сети». В сетях работает множество различных сервисов и приложений, поэтому целью для каждого из них является создание оптимального способа его работы, при котором ему присваивается сетевой приоритет и выделяются ресурсы, необходимые для его работы в условиях смешанного сетевого трафика.

Чтобы сделать это в идеальном мире, инженеру по качеству обслуживания нужно рассмотреть ширину канала — максимальную скорость передачи данных, пропускную способность — фактическую скорость передачи данных, задержку — время, которое требуется пакету для перемещения по сети от начала до конца, и джиттер, возникающий, когда пакеты приходят не в том порядке, в котором они были отправлены.

Такие приложения, как видеоконференции и передача голоса по IP (VoIP), могут быть очень чувствительны к джиттеру или задержке, поэтому их необходимо маршрутизировать по сети таким образом, чтобы минимизировать их значения. В других случаях, например при передаче большого пакетного файла, ключевым моментом является резервирование необходимой полосы пропускания.

В конечном итоге все сетевые сервисы и приложения имеют свои собственные уникальные потребности. В совокупности все эти потребности должны сосуществовать и оптимально работать в сети.

Серверные и сетевые операционные системы и утилиты позволяют сетевым специалистам устанавливать приоритеты для работы различных приложений и служб. К сожалению, зачастую эти утилиты не позволяют сделать это достаточно точно. В некоторых случаях, например, в гетерогенной вычислительной и сетевой среде, эти инструменты могут даже конфликтовать друг с другом.

Целостный подход к QoS

Поставщики сетевых решений знают о противоречиях, возникающих из-за сочетания различных сервисов, каждый из которых имеет свои собственные средства управления. Именно поэтому некоторые поставщики подходят к управлению различными сервисами, предлагая единый инструментарий, который рассматривает все, что работает в сети, и определяющий, как каждый сервис и приложение должны работать, чтобы обеспечить наилучшую производительность.

Основное внимание в этой области уделяется созданию единой системы управления сетью, позволяющей решать задачи QoS, а также сокращению количества различных инструментов от разных производителей, используемых сетевыми аналитиками. Компромисс для сайтов, использующих единый, всеобъемлющий набор инструментов, заключается в том, что они могут пожертвовать некоторой автономией в управлении сетью и рискуют оказаться в ситуации вендорлока, выбрав решение «все в одном». Другая оговорка в отношении QoS заключается в том, что одно лишь ПО не обеспечит QoS в вашей сети. QoS начинается с установки политик, категоризации различных сетевых сервисов и определения метрик времени выполнения. Этими задачами занимаются сетевые специалисты.

Согласование QoS

Когда сетевые администраторы внедряют QoS, это часто происходит в связи с каким-либо событием в бизнесе, которое кардинально меняет то, как компания должна использовать свои сети.

В одном из случаев медицинскому центру потребовалось найти способы связи с пациентами в отдаленных сельских районах, которые не могли приезжать в центр для очного обслуживания. Решением стали телемедицина и телеконференции, однако сетевая группа компании никогда не планировала отдавать приоритет видео в качестве критически важного сервиса доставки. Такое резкое изменение бизнеса потребовало от сетевой группы переосмысления того, как она устанавливает приоритеты для сетевого трафика, и разработки новых политик приоритизации трафика и полосы пропускания.

Разработка политики и определение приоритетов для сети стали не просто фоновой задачей, которую сетевая группа решала самостоятельно, а вопросом бизнеса. Когда телемедицина и телеконференции стали критически важными каналами предоставления услуг, руководителям центра пришлось вместе с ИТ-службой заново определить приоритеты компании и сети. Например, если телемедицина получала приоритет перед всеми остальными видами сетевого трафика, то другие сервисы, такие как передача файлов или маршрутизация электронной почты, должны были быть подчинены этому критически важному рабочему процессу, и необходимо было получить согласие пользователей и руководства на такое изменение.

Этапы внедрения QoS

Установление политик — первый шаг в работе над QoS.

Следующий шаг — назначение метрик, измеряющих производительность.

Например, в случае телемедицинского вызова вы не хотите, чтобы связь прерывалась, а видеокадры замирали или расплывались. Для достижения и поддержания метрик уровня обслуживания необходимо определить QoS для маршрутизаторов и портов вдоль видеомаршрута, а также для других сетевых ресурсов. Если для поддержания этой метрики требуется замедлить или остановить другой сетевой трафик, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность для видеозвонков, то ИТ-служба предпримет именно такой шаг. Последствия такой приоритизации сетевых услуг должны быть разъяснены конечным пользователям, чтобы все понимали, что в случае возникновения ситуации, когда сетевой трафик становится перегруженным, предоставление других услуг может быть отложено.

После назначения метрик производительности необходимо правильно сконфигурировать сетевые ресурсы.

Для реализации QoS в очень крупных сетях необходимо проанализировать параметры трафика отдельных портов и единиц оборудования, чтобы каждый актив на пути конкретного сетевого процесса был настроен на достижение метрик производительности этого процесса. Зачастую это кропотливая работа, которая раньше выполнялась «вручную», и многие сайты предпочитают работать с внешним специалистом по QoS.

Наконец, сетевой QoS должен постоянно контролироваться, поддерживаться и при необходимости настраиваться.

Существует множество поставщиков сетевых решений, которые предлагают инструменты для мониторинга QoS. Необходимо выбрать методологию и набор инструментов, чтобы политика QoS и установленные метрики производительности соблюдались.

И последнее слово о QoS для современных бизнес-приложений

В прошлом, да и сегодня во многих компаниях, ИТ-службы устанавливали сетевые приоритеты для приложений и сервисов на основе общих передовых ИТ-практик, и во многих случаях это все, что требуется. Однако по мере того, как все больше организаций внедряют критически важные приложения и сервисы, такие как телеконференции, совместная работа в реальном времени, Интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект, для обеспечения производительности сети этого может быть недостаточно.

Именно тогда на первый план выходит QoS и осознанное определение бизнес-приоритетов в сети.

Внедряя QoS, компания может измерять и оптимизировать производительность критически важных приложений и сервисов, в то время как другие сервисы и приложения, имеющие меньшее значение, могут работать с более низкими приоритетами. Перед внедрением QoS необходимо достичь консенсуса между пользователями и руководством компании по поводу установки приоритетов QoS.

Достижение понимания со стороны пользователей и последующая установка QoS в сети помогают организациям понять, как работают их сети и какую ценность они представляют для бизнеса. Это также способ обеспечить соответствие сетевых приоритетов приоритетам бизнеса.