Разговоры о виртуальных мирах как будто сошли на нет. Но даже с ростом генеративного ИИ не стоит терять надежду на метавселенную, отмечают опрошенные порталом ZDNet эксперты.
Если год — это большой срок в технологиях, то два года — это практически целая жизнь. В конце 2021 г. все говорили о метавселенной. Два года спустя о ней практически никто не говорит (за исключением, пожалуй, Марка Цукерберга). Что же пошло не так?
Одна из главных проблем — это шумиха. Нелегко бывает справиться с массовым ажиотажем, связанным с новой технологией. Спросите у тех, кто работал над блокчейном.
По словам директора-аналитика Gartner Саманты Серл, во многих отношениях исчезновение метавселенной с главных страниц новостных порталов является обычным делом. «По сути, она проходит через „цикл шумихи“, — говорит она. — Метавселенная захватила воображение людей. Возник ажиотаж, а теперь мы видим реальность. Но мы все еще ищем проверенные сценарии использования, которые принесут прибыль».
Утверждение Серл о том, что метавселенную постигла судьба, знакомая другим чрезмерно раздутым технологиям, безусловно, является одним из объясняющих факторов падения интереса к метавселенной. Но еще одним важным фактором, способствующим этому, является стремительное развитие ИИ.
Не прошло и двенадцати месяцев после того, как виртуальные миры стали доминировать в новостях, как в конце 2022 г. появилась новая технология — ChatGPT от OpenAI и множество аналогичных инструментов генеративного ИИ. Те, кто их попробовал, быстро поняли, в чем дело: использовать генеративный ИИ очень просто. Любой человек может выйти в Интернет, войти в ChatGPT и мгновенно получить ответы на свои вопросы. Можно генерировать контент практически в режиме реального времени — от эссе до изображений и программного кода.
По словам Саши Джори, CIO компании Hastings Direct, для большинства пользователей такой опыт является простым и увлекательным, что значительно контрастирует с некоторыми навязчивыми технологиями не столь уж далекого прошлого: «Это не похоже на блокчейн, когда все только шумят, а потом ничего не происходит. Генеративный ИИ встает на ноги, потому что он демократичен. Любой может им воспользоваться — он повсюду. ChatGPT могут использовать даже маленькие дети. В то время как, например, блокчейн — это то, для понимания чего нужно было обладать достаточно высокой квалификацией».
Конечно, стремительное распространение генеративного ИИ — не единственный сюжет этой истории; здесь существует целый ряд проблем, таких как галлюцинации, плагиат и этика, с которыми необходимо разобраться как можно скорее. Но если вы хотите поразить своих родных и друзей инструментом, который, кажется, работает как волшебство, то генеративный ИИ — это то, что нужно.
С другой стороны, метавселенная, как и блокчейн до нее, напоминает кролика, застрявшего в шляпе фокусника. Войти в метавселенную зачастую не так просто, как обещают ее сторонники. Большинству людей еще только предстоит погрузиться в виртуальную среду. Те же, кому это удалось, часто остаются разочарованными впечатлениями от работы с аппаратным и программным обеспечением.
CIO Adobe Синтия Стоддард говорит, что ее компания пока не нашла подходящего сценария использования метавселенной. «Мы экспериментируем с гарнитурами виртуальной реальности, — рассказывает она. — Пока у нас нет четкого сценария использования для нашего бизнеса. Но я думаю, что гарнитуры могут найти реальное применение в некоторых вертикалях».
Это мнение разделяет и Серл, считающая, что пока не стоит терять надежду: «Мы видим множество потенциальных сценариев использования метавселенной». По ее словам, компании, предоставляющие финансовые услуги, часто стремятся изучить возможности использования этой технологии для обслуживания клиентов. Серл ссылается на JP Morgan, который сделал большую ставку на то, что метавселенная — это возможность на триллион долларов, и открыл первый банк в виртуальном мире.
Но даже в финансовой сфере некоторые организации придерживаются более осторожного подхода. «Я думаю, что метавселенная не является чем-то приоритетным, — говорит Кавин Мистри, руководитель отдела цифрового маркетинга и персонализации банка TSB. — Я вижу ценность в этой технологии, но думаю, что ей необходимо созреть, чтобы мы могли понять, как правильно реализовать ее для клиентов. И я не думаю, что рынок еще достаточно зрелый, чтобы принять обоснованное решение о правильном пути».
Серл также признает, что о зрелости метавселенной говорить еще рано: «Мы знаем, что в некоторых технологиях, лежащих в основе иммерсивных решений, еще предстоит решить вопросы, связанные с форм-фактором и удобством применения». По ее словам, от использования гарнитур до создания жизнеподобных аватаров и создания приятной виртуальной среды — еще многое предстоит сделать. Однако эти разработки могут привести к интересным событиям, особенно если учесть, что технологический гигант Apple начал проявлять интерес к этой области.
Более того, недавний опрос рекрутера Nash Squared показал, что 26% цифровых руководителей, как минимум, активно рассматривают метавселенную. По словам Бев Уайт, генерального директора Nash Squared, все больше организаций начинают задумываться о том, что виртуальные миры открывают новые возможности для бизнеса. «Метавселенная — это, безусловно, живое и шевелящееся. Она предоставляет фантастическую возможность вести бизнес таким образом, чтобы взаимодействовать с клиентской базой совершенно по-другому. Это фактически создает совершенно новую платформу, поскольку клиенты могут брать вещи в руки, смотреть на них и испытывать их», — говорит она.
С таким подходом согласен Лало Луна, руководитель отдела стратегии и аналитики компании Heineken, которая занята изучением виртуальных миров. «Один из основных проектов, который я вел в течение последних 12 месяцев, был связан с пониманием будущего общения — мы выясняли, какую роль будут играть технологии в социальных пространствах. И, конечно, метавселенная будет одной из таких вещей», — рассказывает он и добавляет, что здесь очень важна перспектива — метавселенная не будет создана в одночасье. Подобно тому, как генеративный ИИ является видимым результатом многолетних исследований и разработок, значение виртуальных миров будет расти в течение оставшейся части этого десятилетия.
Луна говорит, что грамотные специалисты уже изучают, как забить колышек в землю. «Heineken была одной из первых пивоваренных компаний, открывших бар и пивоварню в метавселенной. Мы действительно очень серьезно относимся к этим разработкам — мы стараемся быть там, где нам нужно быть, — поясняет он. — Конечно, мы исследуем, находимся на стадии экспериментов. Некоторые из наших крупных брендов очень увлечены технологиями. Они быстро осваивают различные платформы, и не только метавселенную. И я думаю, что любознательность и экспериментальное мышление имеют решающее значение для успеха».