Партнеры McKinsey рассказывают в корпоративном блоге о том, как финансовые директора (CFO) должны подходить к генеративному искусственному интеллекту (GenAI) в масштабах предприятия и финансовой службы и что они могут сделать прямо сейчас, чтобы быстро его освоить.
Технологии меняют любой бизнес, зачастую радикально, и темпы изменений становятся все быстрее. Сейчас GenAI начинает демонстрировать свой прорывной потенциал. Эта технология не затронет все предприятия в равной степени, и уж точно не в одно и то же время. Тем не менее в различных отраслях и географических регионах GenAI может открыть широкие возможности для создания значительной ценности.
Но ценность не создается сама по себе. Выделять ресурсы на уровне предприятия — быстро, смело и непропорционально — на проекты, создающие наибольшую ценность, независимо от того, будут ли они реализованы с помощью GenAI, — это задача именно CFO. При этом, возглавляя финансовую функцию, CFO не должен внедрять GenAI для всех, везде и сразу. Ему следует выбрать очень небольшое число сценариев использования, которые могут оказать наиболее значимое влияние. В этой статье мы расскажем о том, как CFO могут наиболее эффективно внедрять GenAI в масштабах всей компании, определять приоритеты конкретных сценариев использования в рамках финансовой функции и быстро обучаться этой технологии.
GenAI и создание ценности в масштабах предприятия
Самое важное действие, которое должны предпринять CFO, — это определить самые большие возможности для создания ценности, а затем убедиться, что на это будут выделены необходимые деньги и другие ресурсы. GenAI может стать революционной технологией, но он не меняет основополагающих принципов финансов и экономики: компания должна зарабатывать больше, чем вкладывает.
Более того, оборотный капитал компании (или доступ к дополнительному капиталу) ограничен, и проекты конкурируют друг с другом. Чтобы максимизировать создание ценности, CFO должны составить рейтинг из
Но также для того, чтобы максимизировать акционерную стоимость, финансовый директор должен распознавать экзистенциальные угрозы для бизнеса компании и четко представлять себе наиболее важные рычаги для генерирования и поддержания более высоких денежных потоков. Если возможность прямо направлена или в значительной степени опирается на GenAI, CFO не следует отбрасывать ее в сторону из-за непонимания технологии или недостатка воображения, чтобы осознать, какую ценность она может создать.
Зачастую выбор при распределении капитала не сводится к принципу «или-или»: важный бизнес- или ценностный рычаг может оказать еще большее влияние, если в него будет включен GenAI. Это касается как наиболее важных факторов — генераторов прибыли (например, создание интерфейса, привлекающего больше клиентов или стимулирующего перекрестные продажи), так и факторов, повышающих маржу (например, снижение затрат на производство, закупки или дистрибуцию), или факторов, которые охватывают доходы и затраты (например, помогают привлекать, удерживать и мотивировать сотрудников, освобождая их время для более творческой работы).
Например, Microsoft значительно опередила события, инвестировав в GenAI для создания конкурентных преимуществ в ключевых областях своего бизнеса — создав инструмент Microsoft 365 Copilot, который в режиме реального времени предлагает улучшить документы, презентации и электронные таблицы. Некоторые традиционные компании, не связанные с технологиями, также активно продвигаются вперед. Например, подразделение Morgan Stanley Wealth Management продемонстрировало значительный прогресс в разработке внутреннего сервиса, использующего технологию OpenAI и собственные данные Morgan Stanley для предоставления финансовым консультантам актуального контента и информации за считанные секунды.
CFO мирового класса гарантирует, что эти и другие инициативы в области GenAI не будут лишены финансирования. Действительно, одним из самых распространенных заблуждений является мнение о том, что задача CFO — ждать и наблюдать, или, что еще хуже, быть скептиком. Капитал не должен простаивать, его необходимо активно направлять на финансирование прибыльного роста. Лучшие CFO находятся в авангарде инноваций, постоянно изучая новые технологии и обеспечивая готовность бизнеса к быстрому развитию приложений. Конечно, это не означает, что им следует пренебрегать осторожностью. Напротив, они должны неустанно искать информацию о возможностях и угрозах, а при распределении ресурсов постоянно работать со старшими коллегами, чтобы верно оценить склонность к риску в организации и установить четкие границы рисков при использовании GenAI задолго до этапа его тестирования и изучения.
Некоторым CFO может показаться парадоксальным, чтобы они, будучи «хранителями бюджета», выступали за инновационные идеи. Но они должны это делать: рыночный рост не будет обеспечен за счет постепенных изменений. За кулисами CFO должны использовать свои отношения с руководителями функциональных и бизнес-подразделений, чтобы подтолкнуть их к изучению возможностей GenAI, и неоднократно возвращаться к этому в последующих встречах. Они должны повышать квалификацию и расширять возможности членов своей команды, чтобы наладить важные отношения в организации и лучше понять предположения, лежащие в основе инновационных проектов. И они должны быть «всегда на связи», когда речь идет об инновациях, а не только во время периодических проверок или когда требуется более тщательное рассмотрение проблемных проектов.
GenAI и финансовая функция
GenAI станет для многих эффективных и перспективных финансовых подразделений одним из важнейших инструментов. Эта технология способна сэкономить значительное количество времени и ресурсов. Это уже само по себе является причиной для движения вперед, и именно поэтому большинство, если не все, финансовые подразделения крупных предприятий, скорее всего, начнут в значительной степени использовать GenAI в течение ближайших трех-пяти лет.
Один из способов концептуализации GenAI в значительной степени заключается в том, чтобы рассматривать его как «третью волну» цифровизации.
Первая волна заключается в создании цифрового фундамента; в ходе нашего двухгодичного опроса CFO около двух третей респондентов сообщили, что их подразделения подключены к цифровым технологиям и используют данные для базовых целей, таких как визуализация на информационных панелях.
Вторая волна, которая уже явно на подъеме, — это расширение возможностей аналитики; около половины CFO сообщили, что их подразделения уже используют расширенную аналитику для таких дискретных задач, как анализ затрат, бюджетирование и прогнозное моделирование.
В рамках третьей волны будут широко использоваться робототехника и ИИ. Очень немногие компании уже достигли этого этапа. Но смелые CFO ставят свою финансовую команду в наиболее выгодное положение, давая ей возможность учиться работать с этими инструментами по мере того, как технология набирает обороты.
С чего начать
CFO, как правило, не разбираются в программировании, не говоря уже о практической экспертизе в области предиктивных языковых моделей. Но это и не нужно. Первым шагом для них должно стать опробование технологии, чтобы понять, на что она способна и каковы пределы ее возможностей на данный момент.
В Интернете доступны такие решения, как ChatGPT от OpenAI и многие другие (в том числе Lilli от McKinsey). Попробуйте поэкспериментировать: загрузите в инструмент GenAI публично доступные стенограммы телеконференций с обсуждением финансовых результатов ваших конкурентов и попросите его составить пять наиболее часто задаваемых вопросов и предложить на них ответы. Или загрузите открытые финансовые отчеты вашей компании и ее конкурентов и попросите GenAI взглянуть на них с точки зрения активного инвестора: каких элементы деятельности вашей компании могут представлять для него интерес? В зависимости от сложности GenAI-решения CFO могут также загрузить данные о счетах и платежах и попросить его создать графики, визуализирующие информацию, и выделить один самый важный график. Мы считаем, что когда CFO знакомятся с технологией воочию, они не только лучше понимают, что такое GenAI, но и быстрее осознают его возможности в кратко- и среднесрочной перспективе.
Мы советуем CFO выделять номинальный бюджет на обучение — но не для того, чтобы развернуть ИИ в масштабах компании, а для того, чтобы улучшить опыт обучения для себя и своих сотрудников. Однако, опять же, цель не в том, чтобы дать расцвести тысяче цветов. Вместо этого CFO следует выбрать несколько сценариев использования — в идеале два-три, — которые могут оказать наибольшее влияние на их работу, сосредоточиться на эффективности, а не только на результативности, и начать действовать.
Один момент, который быстро становится очевидным при продвижении вперед, заключается в том, что GenAI не является «plug and play»; компании не могут просто развернуть модели на существующих источниках информации и позволить им работать. GenAI не может творить, как человек, у него нет дара озарения. Он даже не занимается математикой (это относится к традиционному, или аналитическому, ИИ). Gen AI — это предиктивная языковая модель — переводчик, который располагается над существующими неструктурированными данными и стремится генерировать контент, который будет приятен человеку. Сами массивы данных сначала необходимо тщательно обработать и курировать, подобно тому как специалисты по анализу данных готовят озера данных для продвинутой аналитики и аналитического ИИ.
Определение сценариев использования
Мы считаем, что GenAI может оказать влияние на финансовые функции тремя основными способами. Во-первых, за счет автоматизации — выполнения утомительных задач (например, создания черновых вариантов презентаций). Во-вторых, за счет расширения возможностей — повышения производительности труда человека для более эффективного выполнения работы (например, сбора и синтеза множества информации для создания связного изложения). В-третьих, за счет ускорения — извлечения и индексирования знаний для сокращения цикла подготовки финансовой отчетности и ускорения внедрения инноваций. GenAI может значительно расширить возможности CFO по проактивному управлению эффективностью и поддержке бизнес-решений.
Высокоэффективная финансовая служба понимает, какие сценарии использования GenAI могут наиболее существенно и реально улучшить ее работу. Например — и это далеко не полный перечень — несколько транснациональных корпораций уже начали внедрять следующее:
— Синтез информации, позволяющий создавать настраиваемые интерактивные диаграммы с помощью запросов на естественном языке. Например, существуют решения, предоставляющие чатбот, отвечающий на общие вопросы и ответы, инструмент создания диаграмм, который генерирует диаграммы через несколько секунд после получения запроса или описания кода, и инструмент визуализации, который настраивает диаграммы, используя существующий код и проверяя его точность.
— Цифровое управление эффективностью, которое отвечает на вопросы, связанные с эффективностью, синтезирует статус и сценарии, выявляет движущие силы и основные причины отклонений бюджета и предлагает варианты решения. Это решение, как правило, является решением самообслуживания, удобным для бизнес-пользователя (а не для финансового пользователя) и может привести к более эффективному диалогу по управлению эффективностью.
— Первая редакция внешней отчетности, которая не только позволяет сэкономить недели времени команды на подготовку предварительных редакций документов по ценным бумагам и отчетов для заинтересованных сторон (например, отчетов по устойчивому развитию), но и выполняет запросы по текущим нормам и стандартам для обеспечения соответствия отчетности современным стандартам.
— Управление оборотным капиталом с помощью таких функций, как постоянно работающий бот поддержки, помогающий осуществлять взыскания и платежи, и постоянно обновляемая оценка рисков платежной истории клиента, включая возможность ограничения кредита клиента на основе информации о его деятельности и рыночных событиях в режиме реального времени.
Заключение
Возможности применения GenAI очень широки, разнообразны и уже не являются чисто теоретическими. И хотя это еще только начало, темпы внедрения ускоряются. Эти реалии делают еще более важным для CFO продуманное и проактивное начало работы с этой технологией.
GenAI может стать важным инструментом создания ценности. CFO следует стремиться к тому, чтобы не закрывать доступ к GenAI, а содействовать его внедрению, и следить за тем, чтобы стратегически важные инициативы быстро и постоянно получали необходимые ресурсы. Они также должны следить за тем, чтобы они сами и их подразделения быстро осваивали GenAI. Будущее уже наступает.