Партнеры McKinsey рассказывают в корпоративном блоге о том, как финансовые директора (CFO) должны подходить к генеративному искусственному интеллекту (GenAI) в масштабах предприятия и финансовой службы и что они могут сделать прямо сейчас, чтобы быстро его освоить.

Технологии меняют любой бизнес, зачастую радикально, и темпы изменений становятся все быстрее. Сейчас GenAI начинает демонстрировать свой прорывной потенциал. Эта технология не затронет все предприятия в равной степени, и уж точно не в одно и то же время. Тем не менее в различных отраслях и географических регионах GenAI может открыть широкие возможности для создания значительной ценности.

Но ценность не создается сама по себе. Выделять ресурсы на уровне предприятия — быстро, смело и непропорционально — на проекты, создающие наибольшую ценность, независимо от того, будут ли они реализованы с помощью GenAI, — это задача именно CFO. При этом, возглавляя финансовую функцию, CFO не должен внедрять GenAI для всех, везде и сразу. Ему следует выбрать очень небольшое число сценариев использования, которые могут оказать наиболее значимое влияние. В этой статье мы расскажем о том, как CFO могут наиболее эффективно внедрять GenAI в масштабах всей компании, определять приоритеты конкретных сценариев использования в рамках финансовой функции и быстро обучаться этой технологии.

GenAI и создание ценности в масштабах предприятия

Самое важное действие, которое должны предпринять CFO, — это определить самые большие возможности для создания ценности, а затем убедиться, что на это будут выделены необходимые деньги и другие ресурсы. GenAI может стать революционной технологией, но он не меняет основополагающих принципов финансов и экономики: компания должна зарабатывать больше, чем вкладывает.

Более того, оборотный капитал компании (или доступ к дополнительному капиталу) ограничен, и проекты конкурируют друг с другом. Чтобы максимизировать создание ценности, CFO должны составить рейтинг из 20-30 проектов компании, приносящих наибольшую ценность, независимо от того, связаны ли они с ИИ. Принцип Парето действует всегда; обычно очень небольшое число возможностей обеспечивает бóльшую часть денежных потоков компании. CFO не может допустить, чтобы наиболее ценные инициативы завяли только потому, что конкурирующий проект идет под флагом «GenAI». Рано или поздно заинтересованным сторонам приходится платить за все, и никто из них не должен быть на крючке у GenAI.

Но также для того, чтобы максимизировать акционерную стоимость, финансовый директор должен распознавать экзистенциальные угрозы для бизнеса компании и четко представлять себе наиболее важные рычаги для генерирования и поддержания более высоких денежных потоков. Если возможность прямо направлена или в значительной степени опирается на GenAI, CFO не следует отбрасывать ее в сторону из-за непонимания технологии или недостатка воображения, чтобы осознать, какую ценность она может создать.

Зачастую выбор при распределении капитала не сводится к принципу «или-или»: важный бизнес- или ценностный рычаг может оказать еще большее влияние, если в него будет включен GenAI. Это касается как наиболее важных факторов — генераторов прибыли (например, создание интерфейса, привлекающего больше клиентов или стимулирующего перекрестные продажи), так и факторов, повышающих маржу (например, снижение затрат на производство, закупки или дистрибуцию), или факторов, которые охватывают доходы и затраты (например, помогают привлекать, удерживать и мотивировать сотрудников, освобождая их время для более творческой работы).

Например, Microsoft значительно опередила события, инвестировав в GenAI для создания конкурентных преимуществ в ключевых областях своего бизнеса — создав инструмент Microsoft 365 Copilot, который в режиме реального времени предлагает улучшить документы, презентации и электронные таблицы. Некоторые традиционные компании, не связанные с технологиями, также активно продвигаются вперед. Например, подразделение Morgan Stanley Wealth Management продемонстрировало значительный прогресс в разработке внутреннего сервиса, использующего технологию OpenAI и собственные данные Morgan Stanley для предоставления финансовым консультантам актуального контента и информации за считанные секунды.

CFO мирового класса гарантирует, что эти и другие инициативы в области GenAI не будут лишены финансирования. Действительно, одним из самых распространенных заблуждений является мнение о том, что задача CFO — ждать и наблюдать, или, что еще хуже, быть скептиком. Капитал не должен простаивать, его необходимо активно направлять на финансирование прибыльного роста. Лучшие CFO находятся в авангарде инноваций, постоянно изучая новые технологии и обеспечивая готовность бизнеса к быстрому развитию приложений. Конечно, это не означает, что им следует пренебрегать осторожностью. Напротив, они должны неустанно искать информацию о возможностях и угрозах, а при распределении ресурсов постоянно работать со старшими коллегами, чтобы верно оценить склонность к риску в организации и установить четкие границы рисков при использовании GenAI задолго до этапа его тестирования и изучения.

Некоторым CFO может показаться парадоксальным, чтобы они, будучи «хранителями бюджета», выступали за инновационные идеи. Но они должны это делать: рыночный рост не будет обеспечен за счет постепенных изменений. За кулисами CFO должны использовать свои отношения с руководителями функциональных и бизнес-подразделений, чтобы подтолкнуть их к изучению возможностей GenAI, и неоднократно возвращаться к этому в последующих встречах. Они должны повышать квалификацию и расширять возможности членов своей команды, чтобы наладить важные отношения в организации и лучше понять предположения, лежащие в основе инновационных проектов. И они должны быть «всегда на связи», когда речь идет об инновациях, а не только во время периодических проверок или когда требуется более тщательное рассмотрение проблемных проектов.

GenAI и финансовая функция

GenAI станет для многих эффективных и перспективных финансовых подразделений одним из важнейших инструментов. Эта технология способна сэкономить значительное количество времени и ресурсов. Это уже само по себе является причиной для движения вперед, и именно поэтому большинство, если не все, финансовые подразделения крупных предприятий, скорее всего, начнут в значительной степени использовать GenAI в течение ближайших трех-пяти лет.

Один из способов концептуализации GenAI в значительной степени заключается в том, чтобы рассматривать его как «третью волну» цифровизации.

Первая волна заключается в создании цифрового фундамента; в ходе нашего двухгодичного опроса CFO около двух третей респондентов сообщили, что их подразделения подключены к цифровым технологиям и используют данные для базовых целей, таких как визуализация на информационных панелях.

Вторая волна, которая уже явно на подъеме, — это расширение возможностей аналитики; около половины CFO сообщили, что их подразделения уже используют расширенную аналитику для таких дискретных задач, как анализ затрат, бюджетирование и прогнозное моделирование.

В рамках третьей волны будут широко использоваться робототехника и ИИ. Очень немногие компании уже достигли этого этапа. Но смелые CFO ставят свою финансовую команду в наиболее выгодное положение, давая ей возможность учиться работать с этими инструментами по мере того, как технология набирает обороты.

С чего начать

CFO, как правило, не разбираются в программировании, не говоря уже о практической экспертизе в области предиктивных языковых моделей. Но это и не нужно. Первым шагом для них должно стать опробование технологии, чтобы понять, на что она способна и каковы пределы ее возможностей на данный момент.

В Интернете доступны такие решения, как ChatGPT от OpenAI и многие другие (в том числе Lilli от McKinsey). Попробуйте поэкспериментировать: загрузите в инструмент GenAI публично доступные стенограммы телеконференций с обсуждением финансовых результатов ваших конкурентов и попросите его составить пять наиболее часто задаваемых вопросов и предложить на них ответы. Или загрузите открытые финансовые отчеты вашей компании и ее конкурентов и попросите GenAI взглянуть на них с точки зрения активного инвестора: каких элементы деятельности вашей компании могут представлять для него интерес? В зависимости от сложности GenAI-решения CFO могут также загрузить данные о счетах и платежах и попросить его создать графики, визуализирующие информацию, и выделить один самый важный график. Мы считаем, что когда CFO знакомятся с технологией воочию, они не только лучше понимают, что такое GenAI, но и быстрее осознают его возможности в кратко- и среднесрочной перспективе.

Мы советуем CFO выделять номинальный бюджет на обучение — но не для того, чтобы развернуть ИИ в масштабах компании, а для того, чтобы улучшить опыт обучения для себя и своих сотрудников. Однако, опять же, цель не в том, чтобы дать расцвести тысяче цветов. Вместо этого CFO следует выбрать несколько сценариев использования — в идеале два-три, — которые могут оказать наибольшее влияние на их работу, сосредоточиться на эффективности, а не только на результативности, и начать действовать.

Один момент, который быстро становится очевидным при продвижении вперед, заключается в том, что GenAI не является «plug and play»; компании не могут просто развернуть модели на существующих источниках информации и позволить им работать. GenAI не может творить, как человек, у него нет дара озарения. Он даже не занимается математикой (это относится к традиционному, или аналитическому, ИИ). Gen AI — это предиктивная языковая модель — переводчик, который располагается над существующими неструктурированными данными и стремится генерировать контент, который будет приятен человеку. Сами массивы данных сначала необходимо тщательно обработать и курировать, подобно тому как специалисты по анализу данных готовят озера данных для продвинутой аналитики и аналитического ИИ.

Определение сценариев использования

Мы считаем, что GenAI может оказать влияние на финансовые функции тремя основными способами. Во-первых, за счет автоматизации — выполнения утомительных задач (например, создания черновых вариантов презентаций). Во-вторых, за счет расширения возможностей — повышения производительности труда человека для более эффективного выполнения работы (например, сбора и синтеза множества информации для создания связного изложения). В-третьих, за счет ускорения — извлечения и индексирования знаний для сокращения цикла подготовки финансовой отчетности и ускорения внедрения инноваций. GenAI может значительно расширить возможности CFO по проактивному управлению эффективностью и поддержке бизнес-решений.

Высокоэффективная финансовая служба понимает, какие сценарии использования GenAI могут наиболее существенно и реально улучшить ее работу. Например — и это далеко не полный перечень — несколько транснациональных корпораций уже начали внедрять следующее:

— Синтез информации, позволяющий создавать настраиваемые интерактивные диаграммы с помощью запросов на естественном языке. Например, существуют решения, предоставляющие чатбот, отвечающий на общие вопросы и ответы, инструмент создания диаграмм, который генерирует диаграммы через несколько секунд после получения запроса или описания кода, и инструмент визуализации, который настраивает диаграммы, используя существующий код и проверяя его точность.

— Цифровое управление эффективностью, которое отвечает на вопросы, связанные с эффективностью, синтезирует статус и сценарии, выявляет движущие силы и основные причины отклонений бюджета и предлагает варианты решения. Это решение, как правило, является решением самообслуживания, удобным для бизнес-пользователя (а не для финансового пользователя) и может привести к более эффективному диалогу по управлению эффективностью.

— Первая редакция внешней отчетности, которая не только позволяет сэкономить недели времени команды на подготовку предварительных редакций документов по ценным бумагам и отчетов для заинтересованных сторон (например, отчетов по устойчивому развитию), но и выполняет запросы по текущим нормам и стандартам для обеспечения соответствия отчетности современным стандартам.

— Управление оборотным капиталом с помощью таких функций, как постоянно работающий бот поддержки, помогающий осуществлять взыскания и платежи, и постоянно обновляемая оценка рисков платежной истории клиента, включая возможность ограничения кредита клиента на основе информации о его деятельности и рыночных событиях в режиме реального времени.

Заключение

Возможности применения GenAI очень широки, разнообразны и уже не являются чисто теоретическими. И хотя это еще только начало, темпы внедрения ускоряются. Эти реалии делают еще более важным для CFO продуманное и проактивное начало работы с этой технологией.

GenAI может стать важным инструментом создания ценности. CFO следует стремиться к тому, чтобы не закрывать доступ к GenAI, а содействовать его внедрению, и следить за тем, чтобы стратегически важные инициативы быстро и постоянно получали необходимые ресурсы. Они также должны следить за тем, чтобы они сами и их подразделения быстро осваивали GenAI. Будущее уже наступает.