Рынок прикладного ПО для предприятий радикально изменился. Портал ComputerWeekly обсуждает, что является движущей силой корпоративных инвестиций в этой сфере.
Под влиянием тенденций в области корпоративной архитектуры и инноваций у принимающих решения в сфере ИТ руководителей, желающих сформировать современную корпоративную архитектуру и портфель приложений, сегодня как никогда большой выбор.
Помимо того, что ИТ-руководители могут выбирать между созданием или покупкой новых приложений, опции low-code позволяют непрограммистам быстро и легко соединять бизнес-процессы и рабочие процессы. ИТ-руководители также приступают к реализации инициатив по внедрению нативных облачных технологий, чтобы развивать цифровые инновации в области корпоративных учетных систем.
По данным Forrester, за последнее десятилетие изменились ключевые поставщики бизнес-приложений. В своем отчете «The buyer’s journey: Business applications» аналитики отмечают, что, несмотря на отсутствие оценки долей рынка, результаты исследования свидетельствуют о доминировании сегмента облачного корпоративного ПО.
Поставщики инструментов для совместной работы также занимают высокие позиции в списке благодаря их широкому распространению. «Потребность в повышении эффективности и продуктивности стала причиной роста спроса на эти инструменты», — отмечают аналитики.
По данным Forrester, наиболее частыми факторами, определяющими покупку бизнес-приложений, являются эффективность и результативность, что соответствует другим тенденциям, наблюдаемым в период нестабильной экономической ситуации и глобальной нехватки ресурсов.
В то же время модели покупок технологов несколько отличаются от моделей покупок бизнесменов, причем технологам чаще, чем бизнесменам, требуется «создавать новые продукты или услуги» и «лучше соответствовать нормам и требованиям».
Хотя аналитики Forrester отмечают, что и технологические, и бизнес-руководители стремятся к «повышению эффективности» и «повышению производительности и результативности», эти ключевые факторы чаще выбирают руководители, ориентированные на бизнес.
«Эти закономерности согласуются с типичным поведением покупателей: ИТ-отдел, как правило, больше озабочен политикой и соответствием требованиям предприятия, в то время как бизнес-заинтересованные стороны сосредоточены, прежде всего, на эффективном выполнении своей работы и достижении бизнес-результатов», — говорится в отчете.
По данным Forrester, лица, принимающие решения о покупке бизнес-приложений, чаще всего обращают внимание на технологическую экспертизу поставщика. Далее в их критериях выбора следуют конкурентоспособная цена, хорошая репутация и способность приложения удовлетворить их бизнес-потребности.
Рассматривая способы приобретения корпоративного ПО, аналитическая компания сообщает, что для первоначальной покупки чаще всего используется контракт/заказ на покупку, заключаемый с выделенным представителем поставщика (36%); этот способ также является основным для продления или расширения области применения. На долю цифровых закупок приходится около четверти первоначальных покупок, причем 23% из них совершаются через сайт поставщика, а еще 3% — на внешних торговых площадках или через сторонние магазины приложений.
Проблема обновления
Многие крупные компании традиционно начинают обновление корпоративного ПО с оценки бизнес-проблем, которые они хотят решить, затем покупают готовое ПО и нанимают консультантов для интеграции корпоративной системы.
Четыре года назад бывший технический директор Amazon, Google и Microsoft Суреш Кумар пришел в компанию Walmart на должность технического директора. Под его руководством компания перешла к созданию ПО собственными силами, отказавшись рассылки запросов на предложения (RFP) и привлечения поставщиков ПО.
По словам Дэвида Глика, старшего вице-президента Walmart по корпоративным услугам, многие готовые продукты не могут соответствовать масштабам, которые требуются бизнесу. «Мы должны иметь возможность настраивать именно то, что нам нужно, и это должно быть устойчиво и работать 100% времени», — говорит он.
По словам Глика, Walmart потратила много денег и времени инженеров на переход от мэйнфреймов к облачным технологиям или к собственному локальному облаку. «У нас есть платформа Walmart Cloud Native, с помощью которой мы абстрагируемся от того, в каком облаке мы работаем, на мэйнфрейме или на чем-либо еще, чтобы быстро развертывать ПО, — говорит он. — Это позволяет нам гораздо быстрее продвигать наши технологии».
В то время как CIO стремятся «попотеть» над своими ИТ-активами, им необходимо найти баланс между усовершенствованием существующего ПО и покупкой новой корпоративной системы. Однако создание поверх старой корпоративной ИТ-системы или усовершенствование унаследованного приложения может обеспечить лишь частичную окупаемость инвестиций.
Лиз Херберт, вице-президент и главный аналитик Forrester, считает, что проблема корпоративного ПО заключается в том, что, хотя небольшие усовершенствования действительно могут продлить жизнь старого ПО, это также задерживает получение преимуществ, которые дает современное корпоративное приложение. «Во многих случаях старое корпоративное ПО, которое уже окупилось, конечно, может быть очень дешевым в поддержке, но это чревато очень серьезными проблемами. Некоторые из старых технологий не рассчитаны на наилучшую производительность и безопасность», — предупреждает она.
Кроме того, в новые корпоративные системы можно интегрировать такие технологические достижения, как искусственный интеллект и автоматизация, которые способствуют повышению эффективности.
Спор о том, строить или покупать, будет идти всегда, и ИТ-руководители, скорее всего, продолжат развивать свои собственные нативно-облачные архитектуры по мере того, как их организации будут расширять свою цифровизацию.
Если взглянуть на рынок корпоративного ПО в целом, то становится ясно, что основные поставщики ПО сосредоточены на предоставлении возможности извлечения более глубоких инсайтов из данных в текущих сериях своих готовых коммерческих продуктов. Это направление быстро развивается благодаря встраиванию ИИ для повышения эффективности и улучшения аналитики.