Растущее цифровое неравенство усугубляется искусственным интеллектом, лишая миллиарды людей возможности пользоваться благами технологического прогресса. О том, почему это происходит и что можно сделать, на портале InformationWeek рассуждают топ-менеджеры ИТ-консалтинговой и сервисной компании Avanade Крис Макклин и Альмин Сурани.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш так говорит об ИИ: «[Он] должен приносить пользу всем, включая треть человечества, которая все еще находится вне Сети. Права человека, прозрачность и подотчетность должны освещать этот путь».
По мере того как происходит смена поколений, растет цифровой разрыв между Глобальными Севером и Югом (как бы несовершенны ни были эти обозначения), и проявляются ужасные последствия. В частности, возникла серьезная проблема: повсеместное отсутствие участия, права голоса, навыков, грамотности и доступа мешает большей части населения мира пользоваться плодами технологического прогресса.
Эта историческая закономерность справедлива для большинства технологических достижений, однако ИИ привносит в эту проблему уникальное измерение.
Миллиарды людей в развивающихся регионах, которые исторически не имели права голоса в дискуссиях о технологиях, сталкиваются с еще большим отчуждением по мере ускорения темпов внедрения ИИ. Жители этих регионов часто выступают в роли аутсорсинговой дешевой рабочей силы, которой поручают такие функции, как маркировка данных и обучение моделей в интересах развитых экономик и их потребителей. Более того, воздействие на окружающую среду, связанное с добычей полезных ископаемых, использованием энергии и потреблением воды, оказываемое этими моделями, как правило, сильнее всего бьет по этим регионам.
Те, кто обладают властью и ресурсами для экспериментов и применения ИИ — будь то корпорации, правительства, академические институты или некоммерческие организации, — должны вкладывать средства в ликвидацию этого разрыва или рискуют создать непреодолимую пропасть.
Вот как мы все можем сделать шаг вперед.
Бросить вызов статус-кво. Необходимым первым шагом является согласование основополагающих стандартов для ИИ, включая безопасность, прозрачность, подотчетность и надзор. Такие организации, как ЮНЕСКО и Международная организация по стандартизации, добились в этом деле определенного прогресса. Другие организации, работающие с ИИ, должны разработать и принять собственные рамки ответственного подхода к ИИ с учетом особенностей своей отрасли, нормативно-правовой среды, профиля рисков и корпоративных ценностей.
Расширить права и возможности недостаточно представленных групп населения. Регионы и сообщества Глобального Юга исторически оставались в стороне от обсуждения технологий, поэтому раннее обучение ИИ и цифровой грамотности имеет большое значение. Однако образование, основанное на западной точке зрения, не всегда будет уместно в тех регионах мира, где существуют иные ценности и приоритеты. И любая программа должна рассматриваться в контексте населения, на которое она направлена, а не в стереотипной североамериканской или западноевропейской перспективе. Мы видим, как некоторые местные некоммерческие организации занимаются цифровой грамотностью меньшинств, и мы надеемся, что инициативы по цифровой грамотности будут на глобальном уровне поддерживать больше некоммерческих организаций с международным охватом и ресурсами.
Привлечь к обсуждению ИИ все заинтересованные стороны. Технологической отрасли необходимо понять, какие технологии наиболее востребованы жителями развивающихся регионов, а не навязывать им то, что, по нашему мнению, им нужно. Мы никогда не достигнем цели, если не дадим заинтересованным сторонам полномочий и представительства. Это означает, что мы не должны посягать на их право принимать решения, добиваясь тех результатов, к которым они стремятся, и разрабатывать решения вместе со своими сообществами и для них самих.
Обучать модели на региональных данных. Мы должны постоянно спрашивать, как собирались и извлекались данные, лежащие в основе систем ИИ, и как они используются. Как обучаются модели и для каких целей? Если системы ИИ предвзяты из-за обучения на данных, не относящихся к людям, использующим эти системы или подверженным их воздействию, то, скорее всего, эти системы будут продвигать ценности и приоритеты, которые не соответствуют местным потребностям.
Вести откровенные беседы о влиянии ИИ. Стратегия ИИ должна начинаться с цели и намерений, с вопросов о том, какое влияние организация хочет оказать на мир, почему это важно и как технология может способствовать достижению этой цели. Основой цифровой этики является рассмотрение влияния технологии на протяжении всего ее жизненного цикла, от замысла до реализации. Целью должно быть воплощение в технологии ценностей организации и предполагаемого воздействия, что означает работу по снижению потенциального вреда для людей, общества и окружающей среды и направлению воздействия технологии к этически положительным результатам.
Расширить определение профессионала в области ИИ. Наконец, нам придется по-другому взглянуть на то, что значит быть профессионалом в области ИИ. В настоящее время большое внимание уделяется техническим навыкам, которые, безусловно, важны. Однако сосредоточение на науке о данных и программной инженерии оставляет за бортом важный сегмент специалистов, обладающих экспертизой в таких областях, как социальные услуги, социальная справедливость и образование. Такие дисциплины, как философия, этика, социология и право, также должны играть важную роль в понимании и управлении тем, как ИИ работает в контексте социальных институтов, а также в нашей личной и профессиональной жизни.
Люди во всем мире сталкиваются с совершенно разными проблемами, касающимися законов, политической власти, экологических проблем, физического здоровья и финансовых возможностей. Очевидные и ускоряющиеся возможности, которые сулит ИИ, могли бы принести пользу каждому человеку, независимо от его местонахождения в мире. Но при нынешнем развитии событий это вряд ли произойдет. Нынешняя концентрация силы и стремление продолжать накапливать богатство и власть, невзирая на последствия, уже направляют ИИ в тревожное русло. Цифровой разрыв между Глобальным Севером и Глобальным Югом ускоряется. Те, кто обладают властью и полномочиями принимать решения, должны преодолевать этот разрыв с решимостью, состраданием и инновациями.