С какими новыми вызовами приходится сталкиваться ИТ-директорам в существующей политэкономической ситуации? Реалистично ли их решить, опираясь исключительно на сотрудников компании? Каковы преимущества ИТ-аутсорсинга? На эти и другие вопросы отвечает руководитель управления эксплуатации ИТ-инфраструктуры ООО «ОБИТ» Кирилл Тимофеев.
Какие основные факторы сегодня влияют на работу ИТ-подразделений компаний?
Мы живем в интересное время — я бы назвал его эпохой всеобщей цифровой сопричастности. Прошли времена, когда автоматизация, переход на электронные инструменты и т. п. были чем-то, что «придумали айтишники», а искусственный интеллект воспринимался как выдумка научных фантастов. Мы видим, что все чаще бизнес отводит проектам цифровой трансформации стратегическую роль. Акционеры и топ-менеджеры активно включаются в процесс, а рядовые сотрудники не ИТ-профиля приходят с инициативами по внедрению тех или иных продуктов для повышения своей эффективности.
От ИТ сегодня ждут чудес — на фоне экономического кризиса акционеры и топ-менеджеры хотят, чтобы средства, вложенные в цифровизацию, приносили двойной результат вдвое быстрее, чем раньше.
Это как-то влияет на роль ИТ-директора?
Безусловно. Роль ИТ-руководителя меняется на стратегическую. Но есть и обратная сторона медали. Ответственным за возврат инвестиций в цифровизацию, как правило, «назначают» ИТ-директора. С одной стороны, это повышает его значимость, а с другой — расширяет и без того обширный спектр обязанностей.
На успешность выполнения задач ИТ-директора в новых условиях влияют не только технологические возможности и компетентность его сотрудников, но и то, насколько эффективно он сумеет выстроить взаимодействие с бизнесом, с не-ИТ-подразделениями. Хорошо, если в компании внедрение какого-то решения или даже цифровая трансформация в целом воспринимаются как общий труд, но пока, к сожалению, подобная ситуация еще не очень распространена. А значит, ИТ-руководитель должен взять на себя дополнительную функцию — своеобразного медиатора, посредника между техническим и бизнес-направлениями.
Какие новые проблемы приходится решать ИТ-директорам компаний?
С учетом уже вышесказанного — проблемы бизнеса, а именно — повышение операционной эффективности при сохранении бюджетов и в ускоренные сроки. То есть ИТ-руководитель должен настолько погрузиться в специфику бизнеса, изучить его цепочку добавленной стоимости, чтобы понять, что и где сделать, чтобы сэкономить или заработать больше.
При этом параллельно ему необходимо заниматься «тушением пожаров» — обеспечивать ИБ, решать кадровые вопросы, справляться с дефицитом привычного оборудования и ограничением доступа к технологиям от ушедших вендоров. Все это — составляющие технологической безопасности бизнеса, от которой зависит его непрерывность, а значит, решение этих задач нельзя отложить до лучших времен.
Многим моим коллегам в текущем году пришлось столкнуться с необходимостью срочной локализации. Причём кому-то — полной, вплоть до запуска новой ИТ-инфраструктуры с нуля. В основном это бывшие дочки западных компаний, покинувших страну. У нас немало клиентов из этой группы, и совместно мы выполнили не один подобный проект.
Другие выстраивали свою инфраструктуру с опорой на глобальных лидеров — и теперь вынуждены перестраивать ее, используя имеющиеся зарубежные и российские продукты.
Новые решения — это всегда новые требования к навыкам и специализации сотрудников, которые нельзя получить в короткий срок. Готовых специалистов на рынке просто нет — многие продукты появились на рынке после событий 2022 года. Кадровый рынок не успевает за развитием технологий.
Как эти проблемы решаются традиционными способами, с опорой исключительно на собственные кадры?
Если бизнес может себе это позволить — путем расширения штата ИТ-специалистов, обучения, повышения квалификации. Но подобное по силам очень ограниченному числу компаний. После двух волн релокаций оставшихся сотрудников разобрали отечественные ИТ-гиганты, госкорпорации и банки. Чтобы переманить дефицитные кадры, требуется не только денежная компенсация, внушительный бонусный пакет и красивый офис, но и амбициозный проект — а это редкое сочетание.
Чем аутсорсинг может помочь в такой ситуации?
ИТ-аутсорсинг, — в случае, если партнер был выбран правильно, — позволит ИТ-руководителю получить дополнительные ресурсы для решения своих задач: как стратегических, так и операционных. Главное достоинство этого инструмента — минимизация человеческого фактора. Бизнес больше не зависит от инфоповодов, которые могут вызвать очередную релокацию или побудить сотрудника сменить работодателя.
Второй важный аспект — масштабируемость. Подрядчика всегда можно перебросить на другой проект, перепоручить задачи, в конце концов, просто сократить объем работ, со штатным специалистом это сделать сложнее и затратнее.
Третий — прозрачность. Вы понимаете, что получаете за потраченные деньги, и понимаете, что подрядчик несет за это юридическую и финансовую ответственность. Если же говорить о собственных сотрудниках, то ответственность за их ошибки, повлекшие ущерб компании — всегда на руководителе.
Но не получится ли так, что аутсорсинг негативно скажется на карьере ИТ-директора? Вдруг акционеры решат, что он вообще не нужен, если ключевые ИТ-направления отданы в аутсорсинг. Или, по крайней мере, его роль в управлении компанией будет сильно снижена?
Нет, мы придерживаемся того мнения, что для успешной реализации проекта необходимо плотное сотрудничество ИТ-директора организации-заказчика и аутсорсинговой компании. Я всегда подчеркиваю, что цифровизация необходима не для замены людей технологиями, а для того, чтобы освободить людей от рутинной, неинтересной работы и дать им возможность приносить большую пользу бизнесу.
Таким образом, значимость ИТ-подразделения и его руководителя не уменьшается, а возрастает. Аутсорсинг позволяет ИТ-директору сосредоточиться на ключевых направлениях бизнеса, уделять больше внимания проработке стратегических решений.
Каков может быть экономический эффект от аутсорсинга? Аутсорсинг — это экономия или транжирство?
Действительно, есть стереотип, что аутсорсинг — это роскошь, дополнительная и необязательная опция, подключать которую в условиях кризиса нецелесообразно. На самом деле именно в текущих условиях ИТ-аутсорсинг — это необходимость.
Возьмем самый элементарный пример: компания переходит на российское решение или внедряет его с нуля. Для этого необходим специалист, который сможет кастомизировать продукт — к сожалению, пока это общая «боль» многих отечественных разработок. Специалист должен интегрировать решение, а потом поддерживать и развивать его: обновлять, добавлять функционал и т. п.
На поиск и адаптацию такого сотрудника уйдет не менее полугода. И это в случае, если поиск вообще будет успешным — сейчас наблюдается нехватка специалистов, имеющих навыки работы с российскими решениями. Сами же разработчики сейчас настолько загружены работой, что просто не в состоянии заниматься обслуживанием и техподдержкой своих продуктов.
Другой вопрос — как обеспечить такому специалисту полную занятость? Догружать рутиной? Едва ли его это заинтересует. В итоге он уйдет за более амбициозными задачами, а время и средства, потраченные на его поиск и адаптацию, будут потрачены впустую, компания понесет вполне конвертируемые в денежные единицы убытки.
Или еще один пример: резко вырос спрос на специалистов, разбирающихся в технике Huawei. Сейчас количество таких вакансий составляет более 7 тысяч по всей России, и работодатели не находят ответа, где их найти. Часть вакансий касается обслуживания серверов и систем хранения данных, которые пользовались спросом у российских компаний. Учитывая, что это оборудование уже почти два года эксплуатируется без техподдержки вендора, а сам Huawei всё так же находится «на холде», проблема будет только усиливаться. Думаю, нет смысла объяснять, во сколько может обойтись компании простой из-за рухнувшего сервера.
В случае с аутсорсингом, если у вас подписан качественно проработанный SLA-контракт, все эти проблемы вас не коснутся — вы просто перечисляете задачи, которые хотите передать подрядчику, а он обеспечивает их решение. Без авралов и форс-мажоров.
Какие направления работы ИТ-департамента целесообразно передать в аутсорсинг, а что лучше делать своими силами?
Тут все зависит от бизнес-задач компании. Аутсорсинг тем и хорош, что одинаково эффективен как для выполнения сложных масштабных проектов, так и для того, чтобы избавить ИТ-направление от операционки.
Аутсорсинг — это по сути инструмент расширения возможностей ИТ-руководителя, дополнительный ресурс, легко масштабируемый и всегда доступный. И только ему решать, как использовать этот инструмент с максимальной пользой для бизнеса и собственного развития как топ-менеджера.
Что бы вы пожелали ИТ-директорам в 2024 году?
В первую очередь, побольше терпения, понимания и доверия со стороны коллег — в особенности из других подразделений. Да, сейчас с информационными технологиями так или иначе соприкасается каждый, но при этом не каждый осознает, что на создание качественного решения, на его внедрение, на то, чтобы оно начало приносить реальные результаты, необходимо время и вовлеченность всех заинтересованных сторон. Хочется, чтобы по мере развития демократизации технологий росло и понимание того, что ИТ-инфраструктура — это сложный, очень мощный с точки зрения возможностей, но очень уязвимый с точки зрения рисков организм, и забота о нем требует высочайшей квалификации и концентрации со стороны того, кому она доверена. Желаю, чтобы мои коллеги в наступающем году не испытывали недостатка ни во временных, ни в технологических, ни в финансовых ресурсах для достижения своих целей. А мы всегда готовы помочь!