Джефф Стюарт, вице-президент по разработке глобальных решений компании SolarWinds, специализирующейся на ПО для управления ИТ, рассказал порталу InformationWeek, как предприятия будут использовать искусственный интеллект и автоматизацию в управлении ИТ.
Генеративный искусственный интеллект (GenAI), возможно, просто окажется хайпом десятилетия для технологического сектора, но за всей этой шумихой стоит реальное содержание. Недавно SolarWinds выпустила отчет «Lessons From Observability Leaders Survey 2023», в котором показала, что наблюдаемость, решение проблем с базами данных, внедрение искусственного интеллекта в ИТ-операции (AIOps) и совершенствование управления ИТ-услугами (ITSM) станут приоритетами для предприятий в 2024 г. А ИИ и машинное обучение будут способствовать развитию всех этих областей.
Стюарт считает, что шумиха вокруг ИИ перерастет в бум в ближайшие месяцы и годы. По его словам, компании, которые с осторожностью изучали возможности ИИ и МО, теперь готовы сделать скачок.
«Некоторые вещи, которые мы наблюдаем, особенно в том, что касается принятия ИИ, — это переход от того, что я называю новизной и шумихой, к реальному потреблению — как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения принятия и внедрения в ИТ, — говорит он. — И этот переход действительно ускорится в 2024 и 2025 гг.».
Роль наблюдаемости в 2024 г.
Согласно исследованию SolarWinds, предприятия ежегодно теряют более 13 млн. долл. на расходы, связанные с отключениями и перебоями в работе. Инструменты наблюдаемости на базе ИИ могут помочь сократить эти расходы, предоставляя информацию о том, что не работает должным образом, и позволяя командам устранять простои.
По словам Стюарта, поскольку CIO еще только находятся в процессе внедрения ИИ в систему наблюдаемости, причем зачастую на самых начальных этапах, ключевым фактором будет гигиена и управление данными.
«Одним из ключевых моментов является понимание того, на каком этапе развития наблюдаемости вы находитесь, — говорит он. — Существует множество разрозненных инструментов и различных предложений по наблюдаемости, которые могут быть очень сегментированы... Ключевым моментом является наличие полного набора данных по всему стеку, что позволяет технологии ИИ использовать эти данные, потому что если у движков нет данных по всему стеку, то будут отсутствовать части головоломки, и ИИ просто не сможет их восполнить».
По мнению Стюарта, «оценить ситуацию, обеспечить видимость всех компонентов ИТ-стека, а затем внедрить инструменты, ориентированные на решение задач или понимание проблем, — вот на чем должны сосредоточиться ИТ-лидеры в будущем».
Проблемы с базами данных
В отчете SolarWinds говорится, что в 2024 г. предприятия будут уделять первостепенное внимание устранению проблем с базами данных. По данным SolarWinds, одна треть опрошенных ИТ-специалистов управляет более чем 300 базами данных. По словам Стюарта, для облегчения нагрузки и быстрого поиска решений они будут обращаться к ИИ.
«Все приложения имеют в своей основе какую-то базу данных, — говорит он. — И это критически важный компонент для обслуживания данных в самом приложении. Поэтому, когда мы перешли к микросервисам, базам данных NoSQL и развертыванию в нескольких облаках, понять, где кроются проблемы, стало еще сложнее. Возможность отследить приложение до базы данных и точно определить, какой запрос к базе данных вскрыл конкретную проблему — это то, что я ожидаю увидеть в 2024 г. от новых технологий для повышения производительности».
В отчете SolarWinds говорится, что ИИ и другие новые технологии помогут ИТ-командам устранять проблемы в режиме реального времени, понимать последствия для базы данных при развертывании нового кода и избегать дорогостоящих сбоев в будущем.
Искусственный интеллект для ИТ-операций
В новом году компании будут использовать AIOps для интеграции данных из сложных гибридных ИТ-сред для получения оперативной информации для принятия решений, говорится в отчете. AIOps позволит организациям использовать предиктивную аналитику для оптимизации производительности, что в конечном итоге приведет к автономным операциям, практически не требующим вмешательства человека.
«Тенденция, которую мы наблюдаем и будем наблюдать в дальнейшем, связана с предиктивной аналитикой и восходит к полному стеку сбора данных. Речь о наличии всех этих данных и использовании технологий ИИ для более точного прогнозирования того, что произойдет в будущем, о возможности брать эти данные и подключать их к другим инструментам, которые позволяют автоматизировать работу без участия человека. Мы действительно переходим к такому образу автономной работы», — говорит Стюарт.
Принятие новых инструментов и вопросы стоимости
Стюарт считает, что в условиях, когда бюджеты ограничены, а меры по сокращению расходов по-прежнему актуальны для многих руководителей, поскольку рынок технологий остается напряженным, расходы на новые технологии ИИ приведут к значительной экономии.
«Бюджеты на ИТ не становятся больше, — говорит он. — Во многих случаях бюджеты сокращаются из-за проблем с экономикой. Люди ищут способы сэкономить, и некоторые из них, безусловно, будут достигнуты за счет автоматизации и повышения эффективности. А некоторые — за счет консолидации инструментов и поставщиков. Возможность использования различных технологий ИИ — это то, в чем люди заинтересованы, чтобы добиться такой эффективности».
По словам Стюарта, «эти технологии действительно развиваются быстрыми темпами — причем вне зависимости от того, что срабатывает — потенциал наблюдаемости или способность автоматизировать вещи...».
Хотя SolarWinds ожидает, что в этом году ИИ достигнет значительных успехов, в целом мы все еще находимся на начальном этапе. «Есть организации, которые уже очень развиты и продвинуты на своем пути к ИИ, — говорит Стюарт. — Но в целом мы все еще находимся в начале пути и нам предстоит еще многое сделать. Те, кто уже достиг зрелости, например, в области наблюдаемости, работают лучше как бизнес и лучше обслуживают своих клиентов».