Расширенная методология NetOps — это ключ к своевременному предоставлению передовых услуг связи, необходимых предприятиям для ведения бизнеса, пишет на портале Network Computing Руди Хёбеке, вице-президент по управлению продуктами IP-маршрутизации Nokia.
NetOps (Network Operations, подход к созданию и обслуживанию автоматизированной, гибкой и доступной сетевой инфраструктуры) становится все более популярной темой для разговоров среди поставщиков услуг связи (communication service providers, CSP), поскольку все они стремятся повысить скорость и эффективность предоставления своих сервисов.
Эти обсуждения вызваны растущими требованиями клиентов, которые постоянно хотят получить больше скорости и гибкости от сетевых услуг, которые они покупают для подключения своих предприятий или организаций к облаку.
CSP сталкиваются с растущим конкурентным давлением со многих сторон. Это давление исходит от интернет-гигантов и провайдеров «все как сервис», ИКТ-поставщиков с ориентированными на предприятия предложениями SD-WAN и облачной безопасности, а также более проворных CSP. Предприятия-заказчики могут воспринимать этих конкурентов как более гибких и, следовательно, обеспечивающих бóльшую бизнес-ценность. Теперь дело не только в том, чтобы быть лучше, чем конкурент из числа CSP. Чтобы завоевать корпоративный бизнес, CSP необходимо создать сеть и среду предоставления услуг, которые будут такими же гибкими, как облако.
Большинство CSP признают, что традиционные циклы обновления и реализация проектов в стиле «водопада» тормозят скорость изменений в сетевых платформах, на которые полагаются клиенты для своих управляемых сетевых сервисов. CSP рассматривают NetOps как способ модернизации традиционной культуры и процессов сетевых операций и внедрения более автоматизированного и итеративного подхода, позволяющего беспрепятственно предоставлять больше функциональных возможностей своим клиентам.
Время усовершенствования NetOps
Фундаментальные основы бизнеса сетевых операций не изменились: клиенты приобретают сетевые услуги, а CSP их предоставляют и обеспечивают. Что изменилось, так это скорость, с которой эти услуги предоставляются и обеспечиваются. Лучше всего рассматривать это как переход к «Enhanced NetOps».
Для создания фундамента расширенной методологии NetOps CSP необходимы два элемента. Первый — изменить культуру операционной среды, чтобы быть открытыми к изменениям и сосредоточиться на минимизации побочных эффектов и рисков, которые изменения могут принести сети и ее сервисам. Второй — внедрение средств автоматизации, которые позволят более гибко и итеративно подходить к предоставлению услуг и выполнению задач «второго дня», таких как обновление.
Эти два компонента работают рука об руку, обеспечивая преимущества Enhanced NetOps. Они позволяют CSP освободиться от привычного, нежелающего изменений мышления и перейти к более упреждающей, менее реактивной среде. Это смещает фокус операционной деятельности с традиционной «оборонительной» позиции, когда CSP ждут возникновения проблем или новых требований, на режим «опережения», когда новые наборы инструментов обеспечивают проактивную аналитику, которая постоянно отслеживает и улучшает клиентский опыт.
Имея такую основу, CSP могут внедрять правильные инструменты и процессы для обеспечения необходимой видимости и автоматизации сети. Процессы должны основываться на лучших практиках непрерывной интеграции/непрерывной доставки (CI/CD), чтобы сделать изменения конфигурации и обновления сетевой платформы итеративными и уменьшить их влияние.
После введения в эксплуатацию клиентские сервисы требуют упреждающих инструментов для мониторинга и диагностики сетевых тенденций задолго до того, как они превратятся в проблемы. Именно здесь современные сетевые операционные системы (NOS), работающие на сетевых платформах, оказываются на высоте.
Эти расширяемые пакеты NOS имеют встроенную телеметрию, которая передает подробную информацию о сетевых платформах и потоках трафика, проходящих через них. Телеметрия также оперирует наборами данных, которые требуют машинного интеллекта. Это не означает, что человеческие операции менее значимы. Скорее, количество сетевых сервисов и уровень телеметрических данных требуют машинной автоматизации для отделения сигналов от шума.
Усовершенствованная NetOps обеспечивает более стабильную нагрузку на команду CSP. Прошли времена годичных проектов с пиками и спадами, когда приходилось нанимать внешних специалистов на время модернизации сети, а затем отпускать их и терять эти институциональные знания. В NetOps навыки операционного персонала итеративно формируются на основе CI/CD, а команда постоянно погружена в автоматизированные сетевые итерации.
Заключение
Сети CSP велики, охватывают большие расстояния и поддерживают множество клиентов, работающих на различных платформах и сервисах.
Как сеть CSP не была развернута за одну ночь, так и эволюция к Enhanced NetOps должна происходить поэтапно. Некоторым CSP имеет смысл переходить на сетевую платформу. Другие, возможно, захотят начать эволюцию с сетевого домена, такого как периферия корпоративного провайдера или сеть IP-доступа и агрегации.
Инструменты, необходимые для реализации Enhanced NetOps, доступны уже сейчас. К ним относятся автоматизация, телеметрия и расширяемые NOS с протоколами управления нового поколения на основе моделей. Изменение культуры развертывания и эксплуатации сетей CSP — ключевой момент. В 2024 г. мы увидим расширение обсуждения NetOps, как и рост числа инновационных CSP, которые перейдут к расширенной NetOps для ускорения предоставления услуг.