Автоматизация центров обработки данных — актуальная тема, но некоторые ключевые области по-прежнему требуют человеческого вмешательства. О том, какие операции дата-центра не поддаются автоматизации, на портале Data Center Knowledge рассказывает независимый аналитик Кристофер Тоцци.
Может показаться, что в дата-центрах и за их пределами автоматизация не имеет границ. В мире, где искусственный интеллект, кажется, предлагает безграничные возможности для улучшения работы ЦОДов и сетей, и где ИТ-индустрия в целом приняла идею о том, что рабочие процессы могут стать настолько автоматизированными, что мы достигнем состояния NoOps, может показаться, что в ЦОДе нет ничего, что нельзя было бы автоматизировать.
Реальность, однако, более отрезвляющая. Хотя современные технологии предлагают огромный потенциал для автоматизации дата-центров во многих областях, ключевые аспекты их работы, скорее всего, невозможно автоматизировать в обозримом будущем.
Более того, физическая природа дата-центров означает, что в некоторых отношениях объекты и оборудование ЦОДов даже сложнее автоматизировать, чем другие типы ИТ-инфраструктур или сред, таких как публичные облачные платформы, где все, с чем взаимодействуют пользователи, определено программно и, следовательно, легко автоматизируется с помощью программных решений.
Чтобы показать это, рассмотрим пять аспектов работы дата-центров, которые никто не ожидает полностью автоматизировать в ближайшее время.
1. Развертывание серверов
В публичном облаке автоматическое развертывание серверов — это просто применение некоторых шаблонов инфраструктуры как кода (Infrastructure-as-Code, IaC) для предоставления облачных ресурсов.
Однако в дата-центре такая автоматизация невозможна, поскольку развертываемые серверы — это физическое оборудование. Кто-то должен их установить, подключить их к питанию и сетевым кабелям, обеспечить надлежащее охлаждение и т. д.
Теоретически роботы могут автоматизировать большую часть работы по развертыванию серверов в дата-центрах. Однако для экономически эффективного выполнения этой работы с помощью роботов нужны огромные масштабы. Кроме того, развертывание серверов должно быть достаточно последовательным и предсказуемым, чтобы его можно было автоматизировать без помощи людей. Сегодня большинство серверных развертываний просто не соответствуют этим критериям.
Не случайно мы до сих пор видим в дата-центрах мало роботов, хотя люди говорят о потенциале роботизированной автоматизации ЦОДов уже не менее десяти лет. В большинстве случаев это просто нецелесообразно, и в обозримом будущем развертывание серверов останется ручным.
2. Обслуживание оборудования
Обслуживание серверного оборудования после развертывания в дата-центре — это не та задача, которую можно автоматизировать в большинстве случаев. Замена вышедших из строя дисков, замена изношенных кабелей и блоков питания, а также обновление сетевых карт — это рутинные процедуры в большинстве ЦОДов, и единственный способ справиться с ними — привлечь к работе технический персонал.
3. Установка и обслуживание систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы ОВКВ, защищающие ИТ-оборудование от перегрева, являются важнейшим компонентом каждого дата-центра. Как и серверы, эти системы состоят из физических компонентов, которые требуют обслуживания живыми людьми.
Удаленные датчики и системы мониторинга ОВКВ могут помочь автоматизировать некоторые процессы, связанные с управлением, но в конечном итоге обслуживание ОВКВ в ЦОДах — это не та работа, которую можно легко автоматизировать.
4. Физическая безопасность
Физическая безопасность дата-центров — это еще одна область, где системы мониторинга могут помочь автоматизировать некоторые задачи, но где для реагирования на серьезные проблемы необходимо ручное вмешательство человека.
Вы можете использовать датчики для отслеживания перемещения людей внутри ЦОДа, а также установить устройства биометрической аутентификации для автоматического контроля физического доступа в дата-центр. Однако если вы обнаружите нарушителя — или если ваши автоматизированные системы контроля доступа не сработают должным образом, — вам понадобится персонал службы безопасности.
5. Аварийное восстановление
В некоторых случаях процедуры аварийного восстановления могут быть автоматизированы — и на самом деле такая автоматизация очень важна для экономии времени при восстановлении данных или приложений после сбоя.
Однако автоматизировать аварийное восстановление можно только в том случае, если активы, которые необходимо восстановить, основаны на ПО, и если у вас есть достаточная инфраструктура для размещения восстановленных активов.
Если для восстановления требуется развертывание нового оборудования или замена вышедших из строя компонентов — что, скорее всего, произойдет, если ваш дата-центр пострадает от стихийного бедствия, в результате которого некоторые системы окажутся неработоспособными, — вам придется полагаться на людей, которые выполнят эту работу вручную.
Пределы автоматизации дата-центров
Существует множество веских причин для того, чтобы как можно шире автоматизировать работу дата-центра. Но многие аспекты управления ЦОДами просто не поддаются автоматизации.
Даже в эпоху генеративного ИИ и робототехники трудно представить, что в ближайшее время люди будут полностью удалены из дата-центров.