Аналитический центр НАФИ на протяжении нескольких лет проводит комплексную оценку цифровых компетенций россиян. Измерения уровня цифровой грамотности проводились в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годах с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин». Сегодня представлены результаты последней волны исследования.
Индекс цифровой грамотности измеряется в процентных пунктах (п.п), его значение может варьироваться от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями).
По итогам 2023 года Индекс цифровой грамотности россиян составляет 71 п.п.
У мужчин наблюдается более высокий уровень цифровой грамотности, чем у женщин (72 п.п. против 70 п.п.). Также он выше у россиян от 35 до 54 лет (73 п.п.), а ниже — у молодежи (среди тех, кому от 18 до 24 лет — 69 п.п.).
Кроме того, цифровая грамотность россиян зависит от населенного пункта. Так, жители небольших городов и сел обладают уровнем цифровой грамотности в 71 п.п., а у проживающих в городах-миллионниках среднее значение индекса составляет 75 п.п.
Динамика наблюдений показывает, что рост цифровых компетенций россиян, который шел планомерно с 2018 до 2022 год, в 2023 году приостановился, и в сравнении с прошлым годом общий Индекс остался без статистически значимых изменений.
«Отсутствие динамики Индекса цифровой грамотности в последние годы во многом обусловлено смещением фокуса внимания людей с темы саморазвития (сформированного в пандемию) в направлении других сфер жизни. Развитие цифровых компетенций в ближайшие годы будет предопределяться степенью популяризации новейших технологий в обществе, проведением офлайн и онлайн мероприятий, посвященных киберграмотности, цифровой безопасности, развитию цифровых креативных индустрий», — считает заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
По уровню цифровой грамотности жители России делятся на три условные группы:
- те, кто обладает начальным уровнем цифровой грамотности. Сегодня это 4% населения (на 2 п.п. больше, чем в прошлом году). Типичный портрет — подросток или пенсионер без высшего образования, проживающий в крупных городах с развитой инфраструктурой, плотной информационной средой, высоким темпом жизни и, соответственно, медиапотреблением;
- те, кто обладает базовым уровнем цифровой грамотности. Это почти две трети россиян — 63% (на 6 п.п. меньше чем в 2022 году, было 69%). Типичный портрет — молодая женщина до 24 лет, учащаяся или работающая на государственной или муниципальной службе, в бюджетном учреждении;
- те, кто обладает продвинутым уровнем цифровой грамотности. К этой группе относится каждый третий (33%) житель России (в 2022 году — 29%; рост на 4 п.п.).
Типичный портрет — мужчина от 25 до 45 лет, имеющий высшее образование, работающий руководителем или квалифицированным специалистом и проживающий в одном из городов-миллионников.
Исследование показало, что больше всего за последний год сократилась группа со средним уровнем компетенций. Отток из нее произошел преимущественно в группу с продвинутым уровнем. Главным образом, активное развитие цифровых компетенций демонстрировали работающие россияне (у них уровень цифровых компетенций вырос с 24% до 36% за год), жители городов-миллионников и участники исследования в возрасте от 35 до 54 лет.
Измерение общего Индекса цифровой грамотности россиян включает измерение пяти подындексов в качестве составных частей:
- подындекс «Информационная грамотность» отражает навыки поиска информации в интернете, работы с различными видами данных и оценку достоверности сообщений в сети;
- подындекс «Коммуникативная грамотность» включает умение пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств для общения, соблюдение норм общения в сети;
- подындекс «Создание цифрового контента» агрегирует компетенции по созданию и редактированию цифрового контента, понимание принципов авторского права в сети;
- подындекс «Цифровая безопасность» показывает умение оценивать риски мошенничества, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека;
- подындекс «Навыки решения проблем в цифровой среде» включает навыки пользования мобильными приложениями и компьютерными программами для повседневных задач, получения новых знаний в сфере цифровых технологий, умение решать аппаратные и программные проблемы.
Подындексы, также как основной Индекс, измеряются в процентных пунктах (п.п), и их значение может варьироваться от 0 до 100.
Исходя из оценки подындексов, на текущий момент лучше всего у россиян развиты информационная и коммуникационная грамотность, а также навыки решения проблем в цифровой среде (подындексы составили 73 п.п., 72 п.п. и 72 п.п. соответственно).
Хуже — компетенции в сфере цифровой безопасности (70 п.п.) и создания контента (68 п.п.).
При этом если навыки по работе с контентом среди населения в динамике последних 3 лет растут быстрыми темпами (подындекс с 2020 года вырос на 15 п.п.), то вопросы цифровой безопасности вызывают тревогу. Подындекс «Цифровая безопасность» в 2020 году входил в топ-3 и был одним из лидеров по навыкам и компетенциям, а сейчас, наряду с ростом мошеннических угроз, он опустился на предпоследнее место.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, прокомментировал: «Исследование показало, что несмотря на отсутствие яркой динамики цифровой грамотности у россиян в целом, есть отдельные социальные группы и отдельные темы, по которым цифровые компетенции россиян сильно отличаются и именно диагностические инструменты, тесты и чекапы, позволяют эти пробелы выявлять. Так, например, актуальным для многих россиян остается вопрос кибербезопасности — прежде всего, такие темы, как распознавание мошенничества и рисков социальной инженерии, защита персональных данных, политика паролей. Просвещение по этим вопросам может происходить в разных форматах — от образовательных курсов и открытых лекций, до корпоративного обучения. Один из таких курсов разработан специалистами НАФИ для сотрудников организаций именно по итогам тестирований — то есть посвящен самым актуальным вопросам использования цифровых технологий на работе».