В эпоху стремительного развития технологий Россия активно укрепляет свои позиции в области инноваций, принимая на вооружение передовые решения в сфере искусственного интеллекта. Это позволяет стране не только оставаться в числе технологически развитых государств, но и эффективно решать актуальные задачи в области государственного управления, экономики и социальной сферы. Рассмотрим, как именно искусственный интеллект трансформирует привычные нам процессы и какие перспективы это открывает для России.
Глобальная тенденция заключается в том, что страны, лидирующие в сфере ИТ, имеют большее влияние на мировую экономику. По этой причине многие государства активно включаются в гонку за технологическим прогрессом и делают акцент на развитии ИИ. Россия в этом контексте не является исключением: искусственный интеллект активно внедряется государством в такие сектора, как банковский и финансовый, производство, ритейл, медицина, агробизнес и землепользование. За последние два года средний уровень его использования в отраслях экономики и госуправления вырос в 1,5 раза. Государство активно поддерживает инициативы на базе ИИ, выделяя гранты. В 2021 году был запущен федеральный проект под названием «Искусственный интеллект», предусматривающий грантовые инвестиции в развитие ИИ на сумму 24,6 млрд. руб.
Очевидно, что ИИ способствует ускорению процессов взаимодействия между гражданином и государством. Например, посещая вебсайт «Госуслуги», пользователи используют робота Макса, цифрового помощник сервиса. Он работает на основе ИИ. Для обработки запросов пользователей Макс использует технологии NLP, что позволяет ему эффективно перенаправлять запросы в нужный отдел и даже предоставлять ответы на них. Активное использование искусственного интеллекта также наблюдается в проекте «Умный город», цель которого — оптимизация работы городских служб для повышения комфорта граждан. ИИ помогает в анализе дорожного движения и контроле за общественной безопасностью.
В настоящее время особую популярность приобретают системы, позволяющие агрегировать данные из разных источников и объединять их в единую систему, что облегчает принятие обоснованных управленческих решений на уровне министерств. Сведенная база данных позволяет выявлять нарушения, предвидеть и предотвращать нежелательные события. Автоматизация рутинных задач с использованием ИИ помогает экономить время.
Безусловно, лидером по использованию технологий ИИ являются США. Благодаря развитым платформам с обширными базами данных, они могут тестировать различные нейросети и активно развивать их. Но не только США активно осваивает ИИ, но и Китай, где уже внедрены системы, анализирующие гражданскую активность. Они позволяют с помощью распознавания лица заказывать товары и услуги или пользоваться транспортом. ИИ там тесно интегрирован в социальную жизнь и систему общественного контроля. Это влияет на многие аспекты жизни граждан, где высокий рейтинг может открывать дополнительные возможности, такие как доступ к кредитам и льготному транспорту.
Однако существует и обратная сторона применения ИИ, такая как риск создания дипфейков, что представляет собой проблему безопасности из-за возможности подделки голоса, внешности и поведения человека и до сих пор остаётся нерешённой задачей.
Изучая зарубежный опыт применения ИИ в сфере государственного управления, стоит обратить внимание на Швецию и её концепцию Vision Zero. Эта стратегия включает четыре основных компонента: технологии транспортных средств, услуги и меры безопасности, управление и контроль, а также инфраструктуру. В каждом из этих направлений реализованы практические решения, которые в совокупности направлены на обеспечение безопасности на дорогах и снижение риска летальных исходов до минимума.
В Сингапуре технологии, основанные на искусственном интеллекте, анализируют поток пассажиров, оптимизируя маршруты и расписания движения общественного транспорта. Тем временем в городах Испании ИИ контролирует уличное освещение и дорожное движение, автоматически регулируя яркость уличных фонарей в соответствии с текущими условиями и улучшая потоки транспорта для уменьшения заторов.
Говоря о будущем ИИ в России, оно совершенно точно подразумевает его активное применение. У государства есть заинтересованность в использовании ИИ. Это выгодно — экономия времени и денег, возможность изучать статистику на основе собранных данных и принимать взвешенные решения. Будут все чаще использоваться новые ИИ-модели с улучшенными характеристиками точности и скоростью обработки информации.
ИИ найдет применение в экономике для анализа и предсказания тенденций на рынке, эффективного управления логистикой и цепочками поставок, а также автоматизации процессов в бухгалтерии. Будет активно внедряться автоматизация голосовых помощников и онлайн-чатов, что в перспективе обеспечит россиянам возможность быстро получать доступ к информации.
Тем не менее основным препятствием для внедрения систем искусственного интеллекта в сфере государственного управления является непонимание того, какие законодательные рамки необходимы для использования таких технологий в процессе принятия юридически значимых решений. Решение этой задачи — следующий шаг для российских законодателей.