Экстранеты незаменимы в современную эпоху; без Extranet-as-a-Service («экстранет как сервис») предприятие не сможет идти в ногу с современной бизнес-практикой, пишет на портале Network Computing Халид Раза, основатель и генеральный директор компании Graphiant.
В 1983 г. Боб Меткалф, изобретатель Ethernet, предположил, что ценность сетевого взаимодействия растет как квадрат числа пользователей сети. Другими словами, удвоение количества подключений в сети увеличивает ее полезность в четыре раза. Спустя десятилетия он опубликовал работу, в которой показал, что «закон Меткалфа» полностью подтвердился благодаря стремительному взлету Facebook (признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ).
Возможно, этот закон не обладает такой известностью, как более известный закон Мура, но, вообще говоря, он более применим к тому, что происходит на современных предприятиях.
Возможно закон Меткалфа кажется вам слишком теоретическим, но его тень можно увидеть повсюду в современном деловом мире. Стремясь использовать этот сетевой эффект, предприятия спешат расширить свои сети, подключаясь к:
- клиентам;
- деловым партнерам;
- родственным компаниям;
- удаленным работникам;
- периферийным сетям.
Для этого компании стремятся расширить свои сети, чтобы охватить всех деловых партнеров.
Старые экстранеты не работают
Проблема заключается в том, что старые методы создания бизнес-экстранетов не отвечают требованиям современной быстро меняющейся цифровой бизнес-среды из-за их неспособности адаптироваться к технологическому прогрессу, проблем с безопасностью, высоких затрат на обслуживание, неэффективности, препятствий для цифровой трансформации и ограничений в обмене данными. В частности, устаревшие сети:
- не успевают за темпами цифровых инноваций;
- не обладают достаточной гибкостью и адаптивностью для интеграции с новыми технологиями и протоколами;
- требуют специальных знаний и ресурсов для развертывания, настройки и обслуживания, что может стать серьезным бременем для предприятий;
- не обладают скоростью, эффективностью и удобными интерфейсами современных систем, что приводит к снижению производительности и разочарованию пользователей;
- не имеют достаточного потенциала или возможностей для обработки большого объема и разнообразия данных, которыми приходится обмениваться современным предприятиям.
Как современное предприятие может использовать экстранеты для решения этих проблем?
Extranet-as-a-Service — современный способ организации B2B-сетей
Gartner представила концепцию Extranet-as-a-Service в своем «цикле шумихи» «2023 Hype Cycle for Enterprise Networking». По прогнозам аналитиков, этот подход упростит настройку и эксплуатацию экстранетов.
В эпоху экономики данных каждый поставщик, предлагающий продукт, который генерирует данные, скорее всего, превратит его в сервис, чтобы предоставить своим клиентам лучшее соглашение об уровне обслуживания (SLA). Следовательно, каждой бизнес-структуре потребуется доступ к своим данным. Такая ситуация ставит интересные задачи как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения соответствия нормативным требованиям. Открытие безопасного доступа для ваших деловых партнеров потребует более строгого контроля и соблюдения стандартов соответствия.
Обмен данными с бизнес-партнерами будет осуществляться в нескольких точках, и есть два идеальных места для их создания, которые часто называют «экстранет как сервис»:
- Middle mile («средняя миля» — сегмент сети, который соединяет основную инфраструктуру сети с локальными точками присутствия). Это место позволяет партнерам иметь достаточную пропускную способность и находится гораздо ближе к источнику данных. Вместо того чтобы передавать все данные в собственную демилитаризованную зону (DMZ) или облако, обмен данными может происходить на «средней миле».
- Облако. Некоторые обмены данными будут происходить в облаке, особенно связанные с сервисами приложений. В ближайшие годы ожидается значительный рост объемов данных, а доступная полоса пропускания для передачи данных в облако ограничена. В то же время деловые партнеры предпочитают обмениваться данными в наиболее выгодном для них с финансовой и регулятивной точек зрения месте.
Как работает Extranet-as-a-Service?
Во-первых, вы избавляетесь от всего того сложного оборудования и ПО для экстранета, которое вы вручную создавали, настраивали и управляли на протяжении десятилетий. Например, брандмауэры, VPN, SSL-сертификаты и т. д.
Вместо этого вы используете современную, высокоскоростную, безопасную сеть как сервис (NaaS) для подключения партнеров, клиентов и других сетей. Вы просто размещаете в сети одну простую «сетевую периферию», которую вы хотите подключить к NaaS (это может быть ПО или подключение к шлюзу). Затем вы определяете все сетевые политики на основе бизнес-отношений (кто с кем может взаимодействовать и что разрешено делать каждому пользователю) с помощью простого визуального интерфейса на облачном портале. И все — вы взаимодействуете со своими партнерами, клиентами и т. д. Просто и быстро.
Преимущества Extranet-as-a-Service
Преимущества этого современного подхода очевидны и убедительны:
- Гибкость. Свой экстранет создается несколькими щелчками мыши за несколько минут — не нужно покупать, устанавливать и настраивать сложное оборудование и ПО. Работайте со скоростью бизнеса.
- Конфиденциальность. NaaS обеспечивает конфиденциальность всех данных во время их передачи. Данные никогда не расшифровываются за пределами каждой организации.
- Производительность. Считайте NaaS современным MPLS нового поколения. Поскольку NaaS является частным решением (как и MPLS), то может похвастаться производительностью и безопасностью, определяемыми SLA.
- Доступность. Поскольку современные NaaS отделяют плоскость данных от плоскости управления (и размещают плоскость управления в облаке), современный Extranet as-a-Service стоит на две трети дешевле, чем традиционные экстранеты.
Меткалф бы гордился
Вряд ли Боб Меткалф предвидел современный Extranet-as-a-Service сорок лет назад. Но надо отдать ему должное — он вывел основной закон, который объясняет, почему экстранеты незаменимы в современную эпоху. Без Extranet-as-a-Service предприятие не сможет идти в ногу с современной бизнес-практикой.