Зачастую внедрение цифровых решений в компании оказывается неудачным, так как сторонам — вендору и заказчику — не удается наладить конструктивное сотрудничество. Для успешного внедрения важно придерживаться партнерской модели, которая подразумевает не просто продажу ПО, а длительное сотрудничество и поддержку со стороны разработчика на всех этапах внедрения от пилотного запуска до первых результатов и достижения показателей эффективности. Рассмотрим подробнее, как вендору и заказчику выстроить эффективное взаимодействие друг с другом.
Взаимодействие разработчика и заказчика: какие проблемы возникают и как их решать
Цифровизация — актуальная тема для строительной отрасли: с июля девелоперы и строительные компании обязаны использовать технологии информационного моделирования (ТИМ). Перед девелоперами стоит задача перейти на цифровые рельсы, привлекая разработчиков и специалистов по внедрению. Однако в процессе взаимодействия велика вероятность столкнуться со сложностями и проблемами, в частности по причине отсутствия координации между инструментами и синхронизации данных: например, ТИМ компания делает в одной программе, закупки проводит в «1С» или ведут учет в Excel. Как следствие, возникают дубли информации и ошибки, перерасход и отсутствие контроля на стройке. Цифровые экосистемы же работают иначе: помимо информационного моделирования они содержат другие инструменты и выполняют функции отслеживания, контроля, мониторинга, прогнозирования с помощью предиктивной аналитики. Часто они, в отличие от коробочны[ решений, предполагают некоторые изменения в привычной работе компании и перестройку процессов для большей эффективности. Но одно из самых важных преимуществ таких цифровых экосистем — вовлеченность разработчиков в процесс внедрения, ее настройка и инжиниринг процессов.
Благодаря таким цифровым экосистемам возможна значительная экономия и повышение эффективности, предполагающие изменения в привычных процессах внутри компании. Взаимодействие по партнерской модели в таких случаях особенно важно. На этапе переговоров о сотрудничестве и при внедрении цифровой платформы могут возникнуть самые разные сложности. Некоторые из них связаны с нескоординированностью работы разных подразделений компании или с психологической неготовностью руководства и сотрудников к серьезному изменению в работе. Другие сложности вызваны тем, что дела в компании ведутся по старинке, нет полноценного сбора данных, процессы запутаны. Некоторые компании уже попробовали какие-то цифровые инструменты, делали пилотные запуски, не будучи по факту готовыми к их использованию, или пробовали микросервисы и разочаровались в них. В целом, большинство проблем при взаимодействии разработчика и заказчика можно объединить в две категории: 1) непонимание ценности цифровых решений такого рода для компании и 2) неготовность компании (ее процессов, сотрудников и т. д.) к реальному внедрению таких систем. Рассмотрим обе проблемы — и возможности их решения.
Непонимание истинной ценности цифровых инструментов
Некоторым компаниям бывает сложно объяснить ценность для них системы, которая будет пронизывать все процессы, охватывать самые разные данные организации, которая перестроит всю работу компании и существенно повысит ее эффективность. Стандартный вариант внедрения можно выразить в формуле 7/30/180: до семи дней на развертывание системы, до 30 — на обучение и до 180 — на приживаемость. Потенциальным пользователям и компаниям, которые внедряют цифровые инструменты, стоит рассматривать эти расходы как инвестицию в существенную экономию в будущем. При этом, по нашему опыту, повышение эффективности после внедрения и экономия на
Низкая готовность к внедрению платформы
Не менее распространенная проблема — компания хочет внедрять цифровую систему, но по факту она не готова к этому. Например, в ней не выстроены должным образом все процессы, нет качественного составления отчетов, всестороннего сбора данных. Часто подразделения компании обмениваются огромным количеством документов в разных форматах: Excel, PDF и др. Разные отделы дублируют друг друга, а комплексной информации о том, как идет работа организации, нет. При этом отлаженные процессы и сбор данных очень важны для успешного использования цифровых решений. Ведь такая платформа будет эффективна только в том случае, если в нее загружаются все данные о работе компании, причем в стандартизированном виде. Именно тогда всю деятельность по обработке, анализу, визуализации данных сможет выполнять цифровая система, а люди будут только принимать решения на основе этих данных. Вендору необходимо подробно вникать во все процессы клиента, искать проблемные места, проводить аудит и консалтинг для улучшения процесса и его систематизации и затем внедрение.
На каких принципах должно строиться взаимодействие разработчика и клиента
1. Постоянная поддержка и вовлеченность
Часто попытки внедрить цифровые инструменты заканчиваются неудачей. Стандартный вариант тут такой: после внедрения инструмента разработчик по сути бросает клиента, не занимается поддержкой и максимум коротко отвечает на вопросы. Довольно скоро компания отказывается от такого инструмента, а часто и в целом разочаровывается в цифровых решениях. Наш опыт показывает, что внедрение проходит гораздо эффективнее, если сопровождается специалистами и разработчиками от начало и до конца. Вендору нужно быть готовым помогать клиенту во встраивании цифровых инструментов во все процессы, отвечать на все его вопросы, объяснять. У клиента должно быть ощущение, что если он что-то не понимает и сам не может сделать, то ему помогут. Конечно, разным клиентам нужна разная частота взаимодействия, но в целом разработчику лучше настраиваться на довольно продолжительный и плотный контакт.
2. Готовность вникать в дела партнера и проактивность
С учетом того, что часто на вас как на разработчике будeт инжиниринг и консалтинг, придется вникать и в работу компании в целом. Еще один важный момент — в идеале разработчик должен не просто реагировать на запросы клиента, а проактивно предлагать какие-то решения. То есть разработчик не просто решает уже возникшие проблемы, а смотрит в будущее: где в работе компании можно что-то оптимизировать, какие будущие риски учесть, что нужно сделать для дальнейшего повышения эффективности.
3. Общение на равных
Безусловно, вендор понимает в цифровизации конкретной сферы (в нашем случае — строительства) намного больше клиента, тем более что общий уровень готовности к использованию цифровых инструментов в этом секторе все еще достаточно низкий. Тем не менее, для эффективного внедрения нужно общаться с клиентом на равных. У него не должно быть ощущения, что с ним общаются сверху вниз.