Процветающие компании, предоставляющие ИТ-услуги, будут масштабироваться на глобальном уровне, адаптироваться на региональном уровне и добавлять ценность за счет навыков и возможностей в государственном, промышленном и оборонном секторах, пишут в корпоративном блоге аналитики Forrester Майкл О’Грейди и Майкл Кирни.
Индустрию ИТ-услуг часто игнорируют, хотя на нее приходится более трети ежегодных мировых расходов на технологии — примерно в четыре раза больше, чем на компьютерное оборудование. Изучив рычаги роста компаний, предоставляющих ИТ-услуги, и ежегодные расходы на ИТ-услуги, исследователи Forrester пришли в своем отчете «Global IT Services Market Forecast, 2023 To 2028» к выводу, что к 2028 г. ежегодные глобальные расходы на ИТ-сервисы достигнут 2 трлн. долл.
Несмотря на прогнозируемый рост, в ближайшие несколько лет компании, предоставляющие ИТ-услуги, столкнутся с проблемами, включая удержание талантливых специалистов и обеспечение баланса между численностью персонала и растущей конкуренцией со стороны компаний, занимающихся разработкой ПО и инжинирингом, а также влиянием генеративного искусственного интеллекта (GenAI).
IaaS как драйвер роста
В целом ежегодный рост отрасли ИТ-услуг составит в среднем 4,6%, при этом ежегодный рост инфраструктуры как сервиса (IaaS) составит почти 16%. Наиболее быстрыми темпами рост будет происходить в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где он достигнет почти 6%. В ближайшей перспективе рост будет связан со следующими направлениями:
- Финансовые услуги и производство. Десять крупнейших ИТ-сервисных компаний 44% своих доходов получают от предприятий сегментов финансовых услуг, производства и энергетики. Возможности роста здесь весьма значительны: по оценкам Accenture, только 5% компаний, занимающихся производством и оказанием инженерных услуг, масштабируют зрелые цифровые возможности на все свои организации.
- Управляемые сервисы. IaaS почти удвоит свою долю на рынке ИТ-услуг — с 8% в 2022 г. до 15% в
2028-м. Наибольший рост будет наблюдаться у крупнейших гиперскейлеров. Рост Google Cloud и AWS в 2023 г. составил 26 и 13% соответственно, а Azure и другие облачные сервисы Microsoft выросли на 17%. - Кибербезопасность. По оценкам Canalys, две трети из 224 млрд. долл. расходов на кибербезопасность в 2024 г. будут приходиться на ИТ-услуги в области консалтинга, аутсорсинга, управляемых сервисов, развертывания и интеграции решений, обслуживания и поддержки.
ИТ-сервисные фирмы должны пережить трудный период
Несмотря на прогнозируемый сильный рост рынка в ближайшие пять лет, фирмы, предоставляющие ИТ-услуги, предсказывают слабые результаты в 2024 г. Реальный рост мирового ВВП (сильный предиктор роста ИТ-услуг) превысит уровень, существовавший до пандемии, только в 2025 г. В результате отрасли ИТ-услуг в 2024 г. придется заниматься следующими вопросами:
- Численность персонала vs. автоматизация. Компании, предоставляющие ИТ-услуги, увеличивали численность персонала в соответствии с повышенным спросом, вызванным пандемией, но сейчас многие из них сокращают рабочие места. Поскольку численность персонала и выручка должны идти в ногу, им следует убедиться, что такие сокращения не повредят финансовым показателям. Чтобы повысить рентабельность, многие рассматривают возможность повышения производительности за счет автоматизации, но большинство ее преимуществ пока не реализовано.
- Конкуренция со стороны компаний, занимающихся разработкой ПО и инжинирингом. Компании, предоставляющие инженерные и ИТ-услуги, борются за увеличение своей доли в доходах от ИТ-услуг, особенно в области консалтинга, безопасности, технического обслуживания, цифровых технологий и сетей. ИТ-сервисные фирмы также развивают более тесное сотрудничество с индустрией ПО. Примером может служить приобретение компанией Cognizant компании Thirdera, которое укрепило ее стратегическое партнерство с ServiceNow в области автоматизации на основе ИИ.
- GenAI с точки зрения того, как он меняет способ предоставления услуг. 57% процентов рабочих мест, потерянных в результате автоматизации в сфере профессиональных услуг в США, будут связаны с внедрением GenAI. Если GenAI повысит производительность ИТ-услуг и снизит стоимость реализации проектов, появится больше ресурсов для сокращения отставаний от графика. Оншоринг проектов может стать более популярным, поскольку часть работы консультантов станет полуавтоматизированной.