Шумиха вокруг периферийных вычислений (edge computing) спала, поскольку центральное место занял искусственный интеллект. Участники дискуссии на конференции «Data Center World 2024» обсудили их применение, проблемы и будущее развитие, сообщает портал Data Center Knowledge.
В течение последних нескольких лет многие считали, что периферийные вычисления станут следующей большой вещью. Однако, несмотря на активность и развертывание, они не оправдали ожиданий. А за последний год упоминаний о периферийных вычислениях стало меньше — сообщения об ИИ в значительной степени вытеснили не только их, но и почти все остальное.
Так что же, с периферией покончено или она временно ушла из поля зрения? Как развивается рынок edge и каким мы его увидим через год? Как большой ИИ-тренд повлияет на небольшие периферийные устройства и каковы возможности (и проблемы) перехода к более компактному форм-фактору? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе дискуссии на форуме «Data Center World 2024».
Что на самом деле представляет собой периферия?
Одна из проблем с периферией заключается в том, что люди определяют ее по-разному, в зависимости от того, на что они ориентируются. У каждого из экспертов есть своя точка зрения на то, что считать периферией.
Марк Гусаков, член консультативного совета Nomad Futurist Foundation, определяет edge как место, куда подключается сеть для снижения задержек. Джейк Расвейлер, старший вице-президент по продуктовым инновациям и новым платформам American Tower, расширяет это понятие: по его мнению, edge — это, по сути, небольшие по площади объекты, призванные приблизить определенные возможности к пользователю, обеспечивая при этом высокую производительность и низкую задержку. Однако Джеффри Мартин, вице-президент по развитию бизнеса компании Ascent, рассматривает edge как любой объект, на котором не может работать человек на полную ставку, но который необходим для обеспечения того же SLA.
Хью Карспекен, управляющий директор Ubiquity Edge, отмечает, что периферия существует уже почти 50 лет, но сейчас мы придаем ей новое звучание. «Периферию определяет то, как мы ее используем, — говорит он. — Edge имеет дело с локальными запросами и действиями, в отличие от традиционных схем „звезда“, где серверы могут находиться на расстоянии сотен километров».
Edge развивается
Периферийные вычисления эволюционируют по-разному. Владимир Галабов, аналитик компании Omdia, отмечает, что темпы строительства дата-центров в развитых странах замедляются. «Оно будет продолжаться, но активность будет смещаться в новые районы», — считает он.
Развертываемые в муниципальных образованиях второго уровня, периферийные решения призваны взять на себя часть местных забот. Гусаков приводит пример Торонто и других муниципалитетов Канады, где ограниченность пространства ограничивает возможности в пределах города, а ограничения «зеленого пояса» не позволяют строить большие кампусы на периферии. В результате множество небольших дата-центров размещаются внутри зданий, чтобы обойти такие препятствия, как законы об экологической безопасности и нехватка места.
«Организации размещают периферийные ЦОДы там, где это возможно и где они больше всего нужны, — говорит Гусаков. — Такие центры могут быть более эффективными, так как в них нет персонала, что сокращает время простоя примерно на 60% за счет исключения человеческих ошибок».
По словам Расвейлера, у edge есть много уровней. Среди них облачная периферия, которая уменьшают задержки для тех, кто использует облачные сервисы. Еще одним уровнем являются агрегационные периферийные дата-центры. Они предоставляют сетевые и критические вычислительные ресурсы. Существует также пользовательская периферия, предназначенная для таких сценариев использования, как отдельные узлы арендаторов, подключенные к крупным хабам, локальные точки продаж, автоматизация фабрик и др. Те, кто вкладывают значительные средства в облачные сервисы, составляют еще один периферийный уровень. Им нужны периферийные ЦОДы для устранения узких мест в облаке. Например, у одного пользователя облачных сервисов были приложения, работающие на пяти различных облачных платформах. Периферийные ресурсы потребовались для обеспечения производительности, необходимой для каждой рабочей нагрузки.
Но периферия также предлагает возможность стандартизированного дизайна и экономии на масштабе при использовании небольших модульных блоков. Например, из 23 тыс. американских городских объектов вокруг телекоммуникационных вышек только 1 тыс. являются крупными и сложными.
«Вам нужен единый дизайн с одинаковыми кабельными лотками и функциями в каждом из них, — говорит Расвейлер. — Клиенты не ожидают ухудшения качества обслуживания, несмотря на то, что это меньший объект, поэтому необходимо обеспечить надежность. Достичь этого помогает ИИ».
Он советует разобраться в ограничениях электроснабжения в своем районе. Лучше всего спросить у коммунальных служб, где они могли бы предоставить вам несколько мегаватт. Это позволит получить список потенциальных мест для периферийных центров.
Периферийные дата-центры — это как «Макдональдс»
Карсекен приводит аналогию с тем, как «Макдональдс» рос одновременно с развитием системы американских автострад. По мере строительства дорог компания постоянно добавляла франшизы вблизи выездов. «Периферия — это как подразделения „Макдональдс“, расположенные вблизи сети автомагистралей», — говорит он.
В отличие от American Tower, Ubiquity Edge приходится подстраивать каждый из своих многочисленных дата-центров под клиента, площадку и рабочие нагрузки. Крайне важно понимать область применения данных и особенности местоположения, отмечает Карсекен: «Например, одному клиенту из авиакомпании требовалось 2400 периферийных центров, каждый с двумя серверами. Однако каждый из них оказался не похож на другой».
Автомобильная промышленность — еще одна область, в которой внедряются новые технологии и инновации. Помимо того, что для автономного вождения необходимы устройства обработки, хранения и ретрансляции данных, Mercedes и другие компании разработали бизнес-планы, согласно которым они получают больше прибыли от продажи данных, полученных от автомобилей и водителей, чем от продажи самих автомобилей.
Поскольку периферийные устройства являются автономными, безопасность является еще одной проблемой. Эксперты предупреждают ИТ-специалистов о том, что им следует остерегаться таких ситуаций, как оставление доставленного поставщиками нового оборудования рядом с автономным периферийным блоком в глухой местности. Бывают также случаи, когда люди проникают внутрь, чтобы украсть все медные провода.
Проблемы с обслуживанием
Обслуживание десятков, сотен или даже тысяч периферийных блоков — это еще одна головная боль. Допустим, на местах установлено 2 тыс. модульных устройств с относительно одинаковой конструкцией. Если один компонент неисправен или склонен к поломке, то при техническом обслуживании придется перебрать их все. Поэтому необходимо разработать разумный план технического обслуживания. Как правило, для работы в разных регионах привлекаются партнеры, чтобы работа выполнялась быстрее. Например, Ascent назначила менеджера по работе с поставщиками, чтобы снизить затраты на внедрение и обслуживание оборудования. Ключевым аспектом этой инициативы стала консолидация поставщиков.
«Если вы привлекаете множество различных партнеров для поддержки десятков сайтов, вам нужно понимать, как эффективно управлять ими, — говорит Мартин. — Мы внедрили технологическую платформу, которая объединила все коммуникации с поставщиками по всем сайтам и географическим регионам».
Периферия остается (в основном) сильным трендом
Несмотря на то что при развертывании периферийных систем были выявлены проблемы, связанные с обслуживанием, настройкой и стандартизацией, безопасностью и дизайном, общий вывод заключается в том, что периферийные системы остаются активной областью роста дата-центров и ИТ-инноваций.
«Поставщики по-прежнему уверены в продолжении роста индустрии ЦОДов, который, по их мнению, будет еще больше стимулироваться спросом на периферийные мощности», — говорит Дэниел Бизо, директор по исследованиям Uptime Institute.