Пандемия создала интересную динамику с точки зрения разработки приложений: несмотря на то что большее количество людей стало пользоваться из дома более высокоскоростными соединениями, наблюдался большой всплеск использования мобильных устройств. Это изменило отношение бизнеса к мобильным приложениям, рассказал порталу The New Stack Мэв Тернер, директор по продуктам и стратегии платформы автоматизированного тестирования ПО Tricentis.
«Посмотрите, что происходило во время пандемии: все массово пользовались мобильными устройствами, хотя в основном сидели дома, — говорит он. — И это способствовало появлению большого количества мобильных сервисов. Многие компании, которые стали работать не так, как до пандемии, действительно расширили свои мобильные приложения».
87% респондентов опроса Tricentis «State of Mobile Application Quality Report 2024» заявили, что качество мобильных приложений сегодня более важно, чем в прошлом году. Для проведения исследования Tricentis в сотрудничестве с Censuswide опросила более 1000 ведущих ИТ-специалистов и разработчиков приложений в США, Великобритании, Германии и Сингапуре.
По словам Тернера, для улучшения этого опыта организации рассматривают возможности ИИ-автоматизации. Например, по данным исследования, 31% респондентов ожидают, что ИИ и автоматизация улучшат доступность, что является одним из самых важных моментов для ИТ-специалистов и разработчиков.
Внедрение ИИ повторяет путь облачных вычислений
Состояние дел с ИИ сегодня очень похоже на то, что происходило с облаком примерно 15 лет назад. Тогда Тернер наблюдал, как все переходили на облачные технологии, но не всегда могли сформулировать, почему и какую пользу они надеются получить от этого. Тот же происходит и с инструментами ИИ, отмечает он: «Во многих случаях мы хотим использовать ИИ, потому что это здорово. Мы не хотим отставать. Мы надеемся достичь такого уровня зрелости, когда люди действительно разберутся с различными технологиями ИИ и сценариями их использования — где они помогают, а где не приносят пользы, — и, надеюсь, быстро пройдут этот период взросления, который, как мы видели, занял очень много времени и, честно говоря, все еще продолжается в облачной сфере».
Разработчики, похоже, все еще находятся на стадии освоения ИИ, поэтому сейчас вокруг ИИ ведется активная созидательная работа. В то же время существуют определенные корпоративные ограничения на то, что могут и чего не могут использовать разработчики. Более зрелые компании, похоже, придерживаются в отношении ИИ подхода «покупать, а не строить», отчасти из-за юридических проблем, связанных с этой технологией, отмечает Тернер.
«Компании, которые продвинулись дальше по кривой зрелости, ищут поставщиков ИИ-решений. Ведь если вы сами пытаетесь внедрить ИИ во все части вашего бизнеса, то вы начинаете конкурировать с вашими поставщиками, в то время как весь смысл в том, чтобы иметь хороших поставщиков, которые обладают наилучшими преимуществами, — говорит он. — Поэтому компании интересует, в какие технологии ИИ им вложиться, чтобы они были действительно уникальны для их бизнеса и являлись его основой».
Когда речь идет об инструментах ИИ, более зрелые компании внимательно изучают, что им нужно создать, а чего они могут ожидать от поставщиков, отмечает Тернер. Возможно, именно поэтому только 21% компаний планирует внедрить инструменты ИИ в течение ближайшего месяца. Интересно, что в ходе опроса также выяснилось, что 74% положительно относятся к интеграции ИИ в процессы тестирования при разработке. По мнению Тернера, это сочетание данных удивительно. Одно из возможных объяснений может заключаться в том, что многие организации уже внедрили в свой жизненный цикл разработки такие инструменты ИИ, как корпоративные ИИ-помощники, допускает он.
ИИ для тестирования приложений
Часть опроса была посвящена тому, как группы разработчиков собираются использовать ИИ для тестирования ПО. 86% респондентов заявили, что тестирование обещает быть важной областью в контексте ИИ. В связи с этим 32% респондентов ожидают, что их организации инвестируют более 1 млн. долл. в качество и тестирование мобильных приложений.
По словам Тернера, это очень важная, но часто игнорируемая часть процесса, и ИИ может помочь облегчить болевые точки тестирования. «Еще до того, как мы провели опрос, мы уже получили огромное количество предложений от наших клиентов, поскольку их руководство давит на них, требуя, чтобы они использовали последние достижения в области ИИ, рассчитывая получить эффективность и масштаб, — говорит он. — Они надеются, что ИИ сможет прийти и сделать большую часть тяжелой работы по повышению качества».
Много говорится о способности генеративного ИИ писать код, но он также может помочь тестировать его, чтобы повышать качество, отмечает Тернер. «Когда вы используете ИИ для генерации кода, то на следующем этапе вы говорите: „Хорошо, мы сгенерировали весь этот код, но как мы будем его тестировать, чтобы убедиться, что он соответствует нашим стандартам качества?“, — поясняет он. — Вам нужна дополнительная помощь из-за асимметричности проблемы».
Исследование показало, что, хотя почти 74% организаций положительно относятся к внедрению ИИ в процессы разработки и тестирования, менее половины (49%) ИТ-специалистов и разработчиков приложений заявили, что ИИ уже является частью их стратегий тестирования мобильных приложений.
Повышенный интерес к гибридным платформам
Хотя в опросе не рассматривались конкретные гибридные платформы, такие как Flutter и React, по словам Тернера, им все чаще отдают предпочтение перед нативными платформами приложений, такими как iOS и Android.
«Чаще всего наши клиенты сами тянут нас к Flutter и React, пытаясь заставить нас создавать приложения один раз, развертывать их и передавать в конвейеры — и это, опять же, важно с точки зрения тестирования, — говорит он. — Они хотят отойти от нативных приложений и больше двигаться в сторону гибридных решений».
Это упрощает тестирование, поскольку вы тестируете один набор кода, а не наборы кода для нескольких нативных платформ. Сравнительные ИИ-технологии также становятся очень ценными при таком типе тестирования, добавляет Тернер.
В целом опрос показал, что разработчики и неруководящие ИТ-специалисты начинают понимать, что мобильные приложения — это инструмент развития бизнеса, отмечает он: «Более 90% респондентов смогли реально оценить влияние на бизнес, и оно исчислялось миллионами долларов. Я был удивлен: обычно люди, на которых мы ориентируемся, более отстраненные, их не так сильно волнует влияние на бизнес, но участники опроса, похоже, хорошо понимают, насколько важны эти приложения».