ИТ-компания К2Тех и банк для бизнеса «Бланк» проанализировали результаты импортозамещения программного обеспечения в российских компаниях. Аналитики пришли к выводу, что малый и средний бизнес в 2024 году может достичь уровня замещения в 25%, а крупный бизнес в ближайшие несколько лет способен заместить до 75% иностранных решений.
В 2023 году количество отечественных решений на крупных предприятиях выросло примерно на 15%. В среднем сегодня уровень замещения иностранного софта в них составляет от 35% до 50% в зависимости от отрасли. В компаниях малого и среднего бизнеса импортозамещение идёт медленнее: число российских решений в этом сегменте увеличилось в 2023 году на 10% по сравнению с 2022 (с 7% до 17%). Оценивая рыночную динамику, эксперты прогнозируют, что в 2024 году предприятия МСП могут достичь уровня замещения в 25%.
Главными драйверами перехода компаний крупного бизнеса с западных на российские решения стали законодательные инициативы правительства РФ. Согласно указу президента РФ Владимира Путина № 166 от 30.03.2022, с 1 января 2025 года российским предприятиям с субъектами КИИ (критической информационной инфраструктуры) будет запрещено использовать иностранное ПО.
Но далеко не всегда крупные компании осуществляют переход системно. 32% респондентов заявили, что у них нет целенаправленного процесса миграции: они либо реализуют проекты по частичной замене решений, либо не нуждаются в замене ИТ-инфраструктуры. Более 50% опрошенных сообщили, что продолжают использовать зарубежные решения, поддерживая их самостоятельно, силами сервисных партнёров или с помощью параллельного импорта.
«Если в прошлом году многие компании решили повременить с переходом на российские ИТ-продукты, то в 2024 году их точка зрения изменилась. Мы считаем, что это связано со снижением количества специалистов, компетентных в зарубежных ПО. На рынке таких специалистов остается всё меньше, а их услуги постоянно дорожают. Многие компании практически перестали инвестировать в обучение своих сотрудников по использованию иностранного ПО. Тем не менее, возможностей для замещения у российских компаний стало больше — реестр отечественного ПО после ухода западных поставщиков расширился более чем на 60%. И многие из российских решений по функциональности не уступают иностранным, с которыми привыкли работать пользователи», — прокомментировал импортозамещение в крупном бизнесе руководитель производства управления данными Big Data & BI К2Тех Дмитрий Красников.
64% опрошенных представителей компаний считают, что сегодня невозможно полноценно заменить привычные и работающие у них продукты, сохранив их функциональность и стоимость на прежнем уровне. В числе труднозаменяемых решений были названы продукты Microsoft (офисный пакет, почтовый сервер, служба каталогов), решения и сервисы для управления проектами и совместной работы (Jira, Confluence, Slack), ряд продуктов для информационной безопасности, средства виртуализации, ERP-системы, СУБД, BI-системы.
В сегменте МСП миграция будет происходить медленнее. Как считают эксперты К2Тех и банка «Бланк», сегодня из российских продуктов компаниям требуются, прежде всего, инфраструктурные решения (офисные пакеты, системы резервного копирования, виртуализации), системы класса MES, корпоративные информационные системы (корпоративные шины, документооборот, BPM, CRM, SRM), а также решения по продвинутой аналитике и информационной безопасности.
«В сегменте МСП выбирают отечественные решения по трём основным причинам. Во-первых, вследствие законодательных и регуляторных причин. Во-вторых, из-за необходимости защитить свой бизнес от киберугроз. В-третьих, выбирают российские программы те, кого заблокировали из-за антироссийских санкций. Драйвят импортозамещение в сегментах МСП предприниматели из ИT, логистики, строительства и креативных индустрий», — отметил технический директор банка для бизнеса «Бланк» Кирилл Бантуков.
Также в сегменте МСП активно используются российские решения, которые уже успешно отработаны в сегменте Enterprise, так как внедрять готовые продукты отечественных вендоров, которые нередко сопровождаются поддержкой ИТ-партнеров, МСП выгоднее и быстрее, чем разрабатывать собственный продукт.
Из респондентов, готовых использовать российские решения, 74% отметили, что смотрят в первую очередь на готовые продукты крупных вендоров. Всего 7% — готовы сами создавать аналоги, и 19% — смотрят на аналоги от стартапов и начинающих компаний.
Тормозят миграцию как крупного, так и МСП на российские технологии, по оценкам аналитиков, главным образом нехватка финансовых ресурсов для усовершенствования своих ИТ-систем (44%), дефицит специалистов (22%).