Теперь у нас есть технология, позволяющая развивать уровень интерактивной отзывчивости и компетентности документов и цифрового контента, благодаря чему они будут казаться сверхинтеллектуальными. И возникает вопрос, как мы должны подходить к этому достижению и использовать его?
Поскольку алгоритмы глубокого обучения с возрастающей точностью выделяют ключевые моменты и представляют их пользователям в удобном для них формате, ChatGPT и другие инструменты генеративного ИИ уже сделали взаимодействие с большими банками знаний гораздо более интуитивным.
Следующий шаг — корпоративные документы должны нести в себе понимание того, что они собой представляют и что в них содержится, чтобы они могли «говорить» непосредственно с получателями или группами обработки или с автоматизированными прокси, действующими от их имени.
Это мир, в котором деловые документы рассказывают нам — как людям, так и другим программным системам — о себе, подобно персонажам компьютерных игр.
Появление осознающих себя, коммуникативных корпоративных документов может стать, пожалуй, самым важным достижением в автоматизации документооборота со времен изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка. Благодаря возможности революционного изменения понимания предприятиями контента во всех его доступных формах и знаний, которые он содержит, открывается огромный потенциал:
- Поскольку контент становится более «осознанным» и способным передавать информацию о себе, исчезнет необходимость для перегруженных специалистов визуально сканировать, отвечать и адресовать сообщения электронной почты.
- Языковые различия станут невидимыми, и команды смогут задавать вопросы на английском языке по немецкому документу и наоборот.
- Массовое выделение ключевых фактов и извлечение информации из целых информационных библиотек компании на автоматизированной основе станет обычным делом.
Запросы на информацию или действия, а также приложенные к ним счета, контракты или заявления будут просто сообщать о своем присутствии и сами подавать документы или запускать их автоматическую обработку в зависимости от их типа и уровня приоритета.
Столкнувшись с очень сложным юридическим договором на незнакомом языке, вы сможете спросить «О чем идет речь?», «Кто стороны договора?», «Какой срок действия?» или «Какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение?» — и получить полный ответ на своем родном языке.
Где заканчивается машина и начинается человек?
«Разумность» документов может распространяться на заказы, счета, заявления о приеме на работу, формы смены адреса, формы регистрации клиентов — по сути, применяться к любой форме документа. «Разумность» также будет распространяться на специализации, например, юридические, фармацевтические, медицинские и другие области, с вопросами и ответами, специфичными для данной сферы.
Реальный потенциал «разумных» документов заключается в том, что они помогут управлять огромными объемами контента, поступающего в каждый бизнес ежегодно — по оценкам, только в этом году их объем составит около 150 зеттабайт. И разумное взаимодействие не будет ограничиваться текстовыми документами. Работники сферы знаний смогут опрашивать видео, аудио и любые другие виды бизнес-контента, используя естественный разговор.
Мы нуждаемся в этом еще больше после пандемии, когда стали массово применяться такие инструменты удаленной работы, как Teams и Zoom, что привело к накоплению предприятиями растущего количества «темного» контента — ценных данных, содержащихся в записях совещаний, журналах чатов и презентаций, которые фактически изолированы от основной корпоративной базы знаний. Слой интеллектуального контента позволит пролить свет на эти темные данные, сделав скрытые в них инсайты доступными и полезными.
Все это произойдет потому, что «разумные» документы представляют собой эволюцию того, что мы уже десятилетиями делаем в управлении корпоративным контентом (ECM). «Разумность» документов — это следующий шаг для платформ контент-сервисов, где организации хранят, управляют, ищут или архивируют документы и другой полезный контент.
«Разумность», скорее всего, вытеснит роботизацию процессов (RPA). Хотя инструменты RPA могут очень хорошо выполнять рутинные задачи, их ценность сейчас уступает ценности настоящей, адаптивной интеллектуальной автоматизации, которая действительно понимает анализируемый контент и может сделать весь рабочий процесс интеллектуальным (а не роботизированной последовательностью действий).
Как и в случае с любыми разработками в области искусственного интеллекта, необходимо определить границы контроля, который мы передадим этому новому поколению интеллектуального контента. И хотя все эти новшества вызывают тревогу, я подозреваю, что эти «разумные» текстовые сущности будут работать только как помощники, обеспечивающие нам полезную поддержку, а не имеющие автономную власть. А учитывая нынешнее экономическое давление, такая поддержка может оказаться очень желанной.