Вы не решаетесь внедрить в своей организации дорогостоящую полномасштабную инициативу в области искусственного интеллекта? Ответ на этот вопрос можно найти в облаке, считают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.
ИИ как сервис (AIaaS) появился как способ получить доступ к мощным инструментам ИИ за небольшую часть стоимости полного внедрения ИИ собственными силами. Этот подход, по сути, предусматривает аутсорсинг ИИ, позволяя предприятиям и их подразделениям изучать и масштабировать технологии ИИ с минимальными затратами.
«Любое предложение ПО как сервиса снимает бремя обслуживания и администрирования, позволяя предприятию сосредоточиться на применении технологии, — говорит Дэвид Меннингер, исполнительный директор ISG Ventana Research. — AIaaS также решает проблему, с которой сталкиваются многие предприятия, — нехватку навыков в области ИИ».
По его словам, исследования его организации показывают, что две трети предприятий не обладают навыками, необходимыми для успешной работы с ИИ. Кроме того, предприятия сообщают, что ИИ — это наиболее сложный набор прикладных навыков, и владеющих им специалистов трудно находить и удерживать. AIaaS может помочь организациям решить эти проблемы с компетенцией.
Будущее AIaaS выглядит многообещающим, и в ближайшие годы ожидается значительный всплеск роста этой модели, говорит Тейлор Долежал, глава отдела экосистемы в Cloud Native Computing Foundation. Он отмечает, что, по прогнозам, совокупный годовой темп роста рынка AIaaS составит 40,17% в период с 2022 по 2027 гг., что приведет к увеличению объема рынка до 28,8 млрд. долл. Этот рост обусловлен растущим спросом на предиктивную аналитику, улучшение качества обслуживания клиентов и переход к облачным решениям.
Многочисленные преимущества
AIaaS предоставляет ряд преимуществ, которые делают эту модель привлекательным вариантом для широкого круга организаций, говорит Долежал: «Это устраняет необходимость в значительных первоначальных инвестициях в инфраструктуру ИИ и в экспертные знания, позволяя компаниям получать доступ к передовым функциям ИИ на основе подписки, что является экономически эффективным».
С помощью AIaaS организации могут корректировать свои ИИ-возможности, не сталкиваясь со сложностями создания собственных ИИ-решений и обеспечивая масштабируемость и гибкость. «AIaaS позволяет быстро внедрять ИИ-решения, ускоряя вывод на рынок продуктов и услуг, основанных на ИИ, — говорит Долежал. — Поставщики AIaaS постоянно обновляют свои предложения с учетом последних достижений в области ИИ, обеспечивая доступ к передовым технологиям».
Первые шаги
Новичкам следует начать с понимания того, где и как применять ИИ. По словам Меннингера, исследования его организации показывают, что обучение применению ИИ в бизнесе имеет более высокую корреляцию с успехом, чем обучение методам ИИ. «Следующее, что необходимо решить предприятиям, — это вопрос квалификации», — советует он. Если штат ИИ-специалистов отсутствует или находится в зачаточном состоянии, обратитесь к третьим сторонам за поиском квалифицированных специалистов на контрактной основе.
Следующим шагом должно стать изучение основных поставщиков AIaaS, чтобы понять их сервисы, технологии и то, как они могут соответствовать вашим бизнес-целям. «Как только вы определите потенциальных поставщиков, реализуйте пилотные проекты с выбранными AIaaS-решениями, чтобы проверить их эффективность и влияние на вашу деятельность перед полномасштабным внедрением», — советует Долежал.
Обратная сторона
Хотя AIaaS предоставляет множество возможностей, у этой модели также есть некоторые недостатки и проблемы, которые придется решать потенциальным пользователям. «Вопросы конфиденциальности и безопасности данных имеют первостепенное значение, особенно при использовании сторонних поставщиков, — отмечает Долежал. — Очень важно выбрать поставщика услуг со строгими стандартами защиты данных».
По словам Меннингера, эффективный контроль затрат является сложной задачей для многих пользователей AIaaS. Он советует внимательно ознакомиться с тарифными планами и политикой поставщиков, прежде чем делать решительный шаг. Другие потенциальные проблемы включают нарушения прав интеллектуальной собственности и защиту конфиденциальности. «Несколько поставщиков AIaaS столкнулись с судебными исками о нарушении авторских прав, поскольку в процессе обучения они использовали контент, на который у них не было прав», — отмечает Меннингер.
Сложности с интеграцией являются еще одним недостатком для некоторых пользователей. «Интеграция решений AIaaS с существующими системами может быть сложной и отнимать много времени, — говорит Долезал. — Это требует детального планирования и тщательной реализации».
Как и в случае с любой платформой ИИ, всегда существует риск столкнуться с предвзятостью и этическими проблемами. «Системы ИИ могут наследовать предвзятость своих обучающих данных, что приводит к предвзятому принятию решений, — отмечает Долезал. — Поэтому к этическим проблемам необходимо подходить с осторожностью».
В заключение
Меннингер прогнозирует, что AIaaS останется на рынке, как и большинство предложений SaaS. «Предприятиям необходимо знать о потенциальных проблемах AIaaS, чтобы они могли работать над их устранением, но они, вероятно, столкнутся с еще бóльшими проблемами, если попытаются самостоятельно развернуть весь стек ИИ», — считает он.