Корпоративные порталы представляют собой важный инструмент для организации и управления информацией внутри компании. Они помогают улучшить коммуникацию, повысить эффективность работы и обеспечить доступ к необходимым данным для сотрудников. Рассмотрим, как спроектировать такой продукт.

Корпоративный портал — это инструмент для достижения корпоративных целей. От компании к компании такие цели могут быть разными, например:

  • Объединение множества разрозненных ресурсов в одном.
  • Быстрый доступ к различным корпоративным сервисам, инструментам, документам, информации.
  • Обеспечение бесшовного перехода из рабочего пространства в сервисы.
  • Быстрая адаптация новых сотрудников в компании.
  • Развитие внутреннего HR-бренда и трансляция его ценностей и идей.

При всем при этом нужно учитывать много нюансов, чтобы не встретить сопротивление сотрудников, например, плавно «приучать» к инструменту, давать обучающие подсказки — в целом сделать так, чтобы пользователь подумал: «Работодатель обо мне заботится».

В конце концов нужно проанализировать пользовательский опыт с помощью инструментов аналитики и скорректировать приложение, если это требуется.

Корпоративное приложение для крупного холдинга

Например, нужно разработать корпоративное приложения для распределенного холдинга на 10+ тыс. человек, причем это сотрудники совершенно разного профиля: от инженеров до офисных работников.

Цель — объединить всех пользователей с разным бэкграундом на одной платформе, повысить их лояльность и сделать их работу удобной — чтобы все необходимые сервисы можно было найти без путаницы и головоломок.

Весь UI/UX должен быть направлен не только на то, чтобы выполнялись все цели бизнеса, а также чтобы любому, даже вновь прибывшему, пользователю было интуитивно понятно, как работать с новым приложением.

Обучение пользователей

Чтобы пользователь мог «мягко» адаптироваться к новому инструменту, не запутаться во всем многообразии существующего функционала, нужно аккуратно его обучить с помощью онбординга.

На момент релиза MVP (минимальной жизнеспособной версии продукта) одномоментно выпускается большой объем функционала, с которыми нужно ознакомить пользователя. Для этого лучше подготовить стартовый онбординг, обязательный для всех пользователей и охватывающий основные бизнес-фичи. Далее по мере развития портала ознакомительный онбординг, который рассказывает о появлении новых фич. Также добавить небольшие туториалы для пояснения сложных функциональных механик, информацию о функционале лучше разместить по месту его использования.

Итого: обучение пользователей проходит посредством стартового онбординга, ознакомительного онбординга о новых фичах и туториалов, поясняющих сложные механики. Внедрение сложного центра поддержки в системе нецелесообразно.

Коммуникационная стратегия

Прежде всего корпоративный портал предполагает коммуникацию, в которой заинтересован бизнес. Например, есть страницы онбординга, которые нельзя закрыть без прочтения (это предусмотрено системой), и есть те, которые можно закрыть.

Необходимо находить баланс между деликатностью и эффективностью, чтобы избежать негативных реакций, пользователь не должен уйти, не вникнув, что ему предлагают. Поэтому важно разработать стратегию, например, использовать большие баннеры в верхней части экрана только в самых важных случаях, чтобы донести важную информацию до всех сотрудников (или таргетировать на определенную группу). Важно не злоупотреблять этим методом, чтобы не поощрять у пользователей «баннерную слепоту». Нужно создать такие условия, чтобы пользователи могли увидеть новые баннеры, то есть использовать специальные баннеры только для важных событий или изменений в работе.

Визуальная составляющая

Важно максимально использовать UI-kit, визуальные материалы и маркетинговые ресурсы бренда, чтобы создать узнаваемый визуальный образ. Это позволяет создать атмосферу, в которой сотрудники ассоциируют себя с брендом, вызывая у них положительные эмоции и чувство сопричастности.

Адаптивность портала

У портала огромная аудитория, и для обеспечения поддержки разнообразия устройств и разрешений экранов требуются особые усилия. Цель — гарантировать, что весь контент адекватно и качественно отображается на любом устройстве и экране. Следует тщательно продумать механики для адаптации к различным разрешениям и устройствам, включая Web, Mobile Web и Mobile APP (iOS/Android).

Пристальное изучение аналитики, метрик

Нужно обязательно сформулировать критерии успеха, критерии достижения нами целей. Определить, какие показатели можно считать хорошим результатом, и далее тонкими настройками туда идти. Смотрим показатели, подкручиваем UI/UX.

Также необходимо убедиться, что достигаются заявленные цели: люди легко ориентируются в навигации, успешно взаимодействуют с дашбордами, могут подавать заявки и мониторить ответы на них, осознают, какие уведомления требуют определенных действий. И так далее.

Этапы достижения целевых показателей:

  • Аналитика и оценка.
  • Проектирование интерфейса.
  • Тестирование прототипов на различных группах респондентов.
  • Установка целевых показателей.
  • Разметка и анализ показателей.
  • Улучшение UI&UX по результатам анализа.

P.S. Повторять до достижения целевых показателей.

Дизайн корпоративного портала — инструмент достижения бизнес-целей

Важно разрабатывать механики и проектировать дизайн таким образом, чтобы наиболее важные для бизнеса элементы были заметны для пользователей.

Обучите пользователей использованию новых инструментов, которые считаете важными. Например, сначала продвинуть корпоративные новости, а затем — те, на которые пользователи подписались по интересам. На первой странице мобильного приложения разместите новости, а затем перенаправьте пользователя к виджету с заявками, после приучите их к использованию дашбордов с задачами. Это деликатный баланс между прямым продвижением интересов бизнеса и учетом интересов пользователей.

Основная мотивация пользователя при использовании портала или приложения — не «Я хочу», а «Мне нужно». Задача разработчиков — сделать эту необходимость максимально комфортной и приятной для пользователя, стремиться к тому, чтобы пользователь смог сказать: «Я воспользовался и остался доволен».

Если обобщить вышесказанное в паре строк — UI/UX должен удовлетворять целям бизнеса, быть понятным, интуитивным, эстетичным, соответствовать бренду и находиться под пристальным контролем команды.

Дина Мильштейн, руководитель отдела дизайна ИТ-компании True Engineering