Рынок унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC) на сегодняшний день предлагает множество разнообразных решений. Рассмотрим ключевые тенденции, функциональные возможности решений для бизнес-коммуникаций и факторы, влияющие на их выбор заказчиками.

Богатство функций

В настоящее время в мире нет официально зарегистрированной международной организации по типу ISO, которая бы формировала требования к решениям в области унифицированных коммуникаций. То есть формально можно утверждать, что в этой сфере стандартов нет.

На самом деле, это не совсем так. Свято место пусто не бывает, и данный вопрос решается децентрализовано, то есть непосредственно рынком. Конечно, есть ведущие игроки, которые в той или иной степени задают тренды, предлагают новый функционал и даже направления развития, но, в конечном итоге, все решают заказчики.

Сегодня можно говорить, что у современного решения в области унифицированных коммуникаций должен быть «джентльменский набор» возможностей: чаты, телефонная связь, видео- и аудиоконференции, передача файлов. Это можно назвать стандартным функционалом UC-решений. Но ни у одного популярного решения набор функций этим не ограничивается. Например, пользователям могут предлагаться такие добавочные функции, как информационные каналы, гостевой доступ, возможность интеграции с АТС, чат-боты, проведение голосований и опросов.

Ни у одного популярного решения набор его функций не ограничивается базовым набором. Это связано со многими причинами, например, с точки старта, с которой разработчики начали свой путь, как правило, это корпоративный мессенджер, но на рынке есть UC-решения, чья отправная точка IP-телефония, ПО для командной работы, ВКC/CRM/BPM-система, и список этим не ограничивается.

Кроме того, на функционал UC-решения влияет вектор его развития. Разработчики, которые ориентированы на заказчиков с повышенными требованиями в области информационной безопасности, создают on-premise решения. Те, кто заинтересованы в максимально широком распространении и низком уровне входа — облачные. Есть и гибридные разработки. Есть чисто программные, есть и аппаратно-программные решения.

При этом для каждого из перечисленных вариантов есть свои ниши на рынке, поэтому на сегодняшний день говорить о едином стандарте для унифицированных коммуникаций не приходится. Что касается вопроса, чему необходимо следовать, то тут как раз есть универсальный ответ: заказчикам следует отталкиваться от своих потребностей, а разработчикам — от требований заказчиков в своей продуктовой нише.

Тренды-2024

Безусловно, есть тенденции, которые оказывают влияние практически на всех разработчиков. Одна из самых заметных — внедрение ИИ в системы унифицированных коммуникаций. И если начиналось все с чат-ботов, то теперь есть решения, которые способны транскрибировать аудио- и видеоконференцсвязь, делать выжимку из общения и даже ставить сотрудникам обсужденные на встречи задачи.

Также стоит отметить, что большинство игроков следуют трендам, складывающимся на рынке, и развивают свои решения в этом направлении. Речь идет о наращивании функционала UC-решений. Если пару лет назад у кого-то могло не быть ВКС-модуля, то сейчас он непременно присутствует.

Однако на бумаге функционал представленных на рынке разработок выглядит примерно одинаково. И тут заказчику нужно быть внимательным и углубляться в детали. Например, тот же функционал ВКС-модуля у кого-то поддерживает конференцию на 10 человек, а у кого-то на 1000, а плюсом обеспечивает еще поддержку специализированного аппаратного обеспечения.

Стоит отметить и все возрастающий спрос на интеграцию UC-решений с другими ИТ-системами, развернутыми на предприятии. Список приложений, с которыми может взаимодействовать платформа унифицированных коммуникаций, и ранее был широк — СКУД, DLP, почта, CRM — и продолжает только расти. По нашему опыту, многие заказчики заинтересованы во все более тесной интеграции UC-системы и их ERP. Это очень удобно, когда сотруднику не нужно открывать отдельное приложение и авторизовываться в нем: нужные показатели можно получить, например, в рамках общения с чат-ботом. А с помощью робота на соседней кнопке можно оформить заявление на отпуск.

Главное — потребности заказчиков

Основной же результат, который нужен заказчику, приобретающему UC-систему — это повышение скорости и удобства общения, следствием чего является более эффективная работа компании. Конечно, нужно обращать внимание на имеющиеся тенденции на рынке, потому что зачастую они обусловлены объективными процессами и изменениями, происходящими в жизни общества или в индустрии. Но во главу угла нужно ставить собственные потребности — с учетом того, как они могут измениться в перспективе 3-5 лет.

Возвращаясь к ранее приведенному примеру про возможности ВКС-модуля: конечно, видеоконференция на 1000 человек звучит намного лучше, чем на 10. Но для компании, в которой работают всего 5-7 человек, первый вариант явно избыточен, и ей не стоит за него переплачивать. Или, к примеру, если говорить о прямом эффекте от внедрения UC-системы в организации, то основным плюсом является избавление от «зоопарка решений» для коммуникаций и концентрация общения в одном приложении. Это приводит к ускорению общения и поиска информации, что в итоге дает экономию времени в 2-4 часа каждую неделю на каждого сотрудника.

В текущем году, как и ранее, будет возрастать потребность в полнофункциональных UC-системах, которые поддерживают все ключевые бизнес-процессы организации и улучшают их эффективность. Конкуренция между участниками рынка, удовлетворяющими потребности заказчиков, станет стимулом для улучшения функциональных возможностей продуктов.

Артем Чепрак, генеральный директор АО “Информтехника и Связь”