В условиях все более сложного ландшафта рынка сервис-провайдеров традиционным телеком-компаниям следует обратить особое внимание на сетевые API, искусственный интеллект и озаботиться сменой приоритетов, пишет в корпоративном блоге Патрик Филкинс, старший менеджер по исследованиям IDC.
Большие ожидания сталкиваются с реалиями рынка
Поставщики телекоммуникационных услуг (Telecom Service Providers, TSP) сталкиваются с историческими вызовами на фоне изменений в спросе со стороны предприятий и частных потребителей, а также с трудностями, связанными с превращением из поставщиков услуг связи в провайдеров цифровых платформ.
Исторически сложилось так, что TSP отстаивали идею масштабного подключения. В прошлые десятилетия это было выгодной стратегией, когда плата за подключение обеспечивала постоянный рост доходов и прибыли из года в год. Однако в последние годы TSP столкнулись с целым рядом проблем, включая конкуренцию в отрасли, коммодитизацию услуг и негибкие ИТ-системы, которые не позволяют им оперативно внедрять инновации и противостоять новым угрозам.
Кроме того, хотя сетевой трафик продолжает расти, в основном за счет видеоприложений, TSP не могут эффективно монетизировать этот рост трафика. Разрыв между ростом доходов и ростом сетевого трафика остается для них одной из главных глобальных проблем, поэтому они ищут способы вновь заявить о себе и оправдать подключение не просто как товар, а как ценную услугу, которая может быть предоставлена для поддержки различных сценариев использования и вертикалей.
В ответ на это многие дальновидные TSP приняли целенаправленное решение сосредоточить свои технологические предложения и партнеров по экосистеме на цифровом взаимодействии и новых возможностях получения прибыли, а также перестроить свои технологические стеки в соответствии с гипермасштабными облачными моделями, чтобы одновременно контролировать расходы и обеспечивать гибкость услуг в долгосрочной перспективе.
Тем не менее, сторонние организации, включая провайдеров CPaaS, облачных и других цифровых платформ, в значительной степени перехватывают эти цифровые возможности, создавая обширные экосистемы разработчиков, что вновь сводит многих телекоммуникационных провайдеров к роли, связанной только с подключением.
Новые инструменты создают новые возможности монетизации для телекома
На этом фоне появилась новая перспектива, обусловленная обещанием сетей SA 5G, которые могут работать без опоры на сети предыдущих поколений, и возможностей API-обнаружения, которые позволят TSP вновь занять свое место в цифровом ландшафте. Они смогут более легко продавать и масштабировать настраиваемые, программируемые возможности подключения, предназначенные для упаковки и использования разработчиками приложений.
Неудивительно, что гиперскейлеры, CPaaS-компании и системные интеграторы также позиционируют себя для этой новой рыночной возможности, присоединяясь к отраслевым консорциумам (например, Camara, Open API Gateway), которые отстаивают глобальные стандарты; однако пока неясно, где, как и кем в конечном итоге будет создаваться и монетизироваться ценность.
ИИ как средство улучшения результатов бизнеса и потенциального изменения роли TSP на рынке
В то время как API представляют собой один из способов, с помощью которого сервис-провайдеры могут получить новые возможности монетизации, ИИ представляет собой еще один путь к достижению бизнес-результатов. В частности, ИИ может быть внедрен в стек телекоммуникационных технологий для улучшения совокупной стоимости владения, повышения гибкости обслуживания (например, AIOps), а также улучшения жизненного цикла клиентского опыта (CX).
По мере того как телекоммуникационные компании переходят к будущим сетевым архитектурам, определяемым нативными облачными технологиями, возрастает роль автоматизации и оркестровки различных физических, виртуальных и контейнерных сетевых функций, а также платформ для операций и монетизации, основанных на ИИ.
Это, в свою очередь, повышает важность внедрения AIOps в сетевых операциях, однако это создает свой собственный уникальный набор проблем для TSP, а также требует от них иметь дело с сообществом поставщиков AIOps, которое пересекается, но не полностью совпадает с более общим списком поставщиков ITOps.
В то же время генеративный ИИ (GenAI) стал мощным инструментом, позволяющим операторам связи использовать некоторые преимущества ИИ и одновременно инвестировать во внутренние навыки и возможности, необходимые для более широкого внедрения ИИ. На диаграмме ниже показаны некоторые из ключевых сценариев использования GenAI в телекоммуникационных средах.
Хотя IDC дает оптимистичный прогноз в отношении всего спектра влияния GenAI на TSP, в реальности им потребуется время, усилия и партнеры, чтобы получить выгоду от ИИ. Действительно, поскольку кураторы ИИ стремятся внедрять ИИ-инновации в различных средах (например, гибридных, мультиоблачных и т. д.), вполне вероятно, что будут преобладать множественные модели, в которых TSP будут выполнять двойную задачу, являясь одними из самых сильных потребителей и распространителей ИИ и GenAI в будущем.
Кроме того, интерес к приложениям ИИ побуждает сервис-провайдеров разрабатывать дорожные карты на ближайшую перспективу, разъясняющие, как корпоративные клиенты могут использовать свои основные и периферийные активы для поддержки возникающих сценариев использования (например, ИИ на периферии), укрепляя при этом связь как основу приложений и услуг на основе ИИ. В реальности, несмотря на то, что многие организации уделяют большое внимание ИИ, для его масштабирования требуется глобальный механизм распространения. Гиперскейлеры занимают здесь ведущее место, но TSP также могут сыграть свою роль в подключении ИИ-приложений.
В целом для TSP и их технологических вендоров наступило критическое время для синхронизации ключевых приоритетов и инвестиционных стратегий, особенно в свете исторических трудностей с оптимальной монетизацией телекоммуникационных сетей. Это позволит им обеспечить перспективы монетизации телекоммуникаций и подготовиться к ключевой роли в цифровом мире, ориентированном на ИИ.