Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил новую серию регулярных информационно-аналитических материалов на основе специализированных обследований по изучению трендов, направлений и факторов развития и распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в России и мире. В первом выпуске описаны масштабы обучения технологиям ИИ в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
Подготовку высококвалифицированных кадров в области ИИ вузы реализуют в рамках двух треков: 1) образовательных программ по профилю ИИ, которые разработаны или актуализированы в соответствии с моделью компетенций в сфере ИИ; 2) программ иных профилей, содержащих модуль «Системы искусственного интеллекта». Студенты, проходящие обучение по первому треку, осваивают навыки разработки методов и инструментов для технологий ИИ, обучаются их профессиональному использованию на продвинутом уровне. Студенты программ, содержащих модуль по ИИ, учатся применять ИИ в своей области компетенций с учетом направления подготовки (специальности) и будущей сферы деятельности. Согласно Национальной стратегии развития ИИ, соответствующие модули предполагается включить во все образовательные программы высшего образования.
По состоянию на 1 октября 2023 г. на программах по профилю ИИ в вузах страны обучались 42,3 тыс. человек (1,4% от общей численности студентов); прием тогда же составил 20,7 тыс. человек (2,5% в общем приеме), а выпуск — 3,8 тыс. человек (0,7% от общего выпуска бакалавриата, специалитета и магистратуры). Разрыв между показателями приема, численности обучающихся и выпуска связан с тем, что за последние несколько лет прием по профилю ИИ кратно увеличился и студенты еще не успели завершить обучение. Соответственно, в среднесрочной перспективе возможен существенный рост выпуска молодых специалистов по профилю ИИ. С учетом коэффициента завершения обучения (72%) можно ожидать, что выпуск бакалавров через четыре года достигнет уровня 8,7 тыс. человек, а выпуск магистров через два года — 6 тыс. человек.
В гораздо более широких масштабах, чем в рамках программ по профилю ИИ, ведется подготовка кадров по программам, содержащим модуль по ИИ. Выпуск по ним в 2023 г. составил 64,6 тыс. человек. Столь высокий результат обусловлен ориентированностью указанного модуля на массовое внедрение в образовательные программы. В 2023 г. почти каждый третий принятый на обучение и примерно каждый четвертый студент бакалавриата, специалитета и магистратуры изучал или собирался изучать дисциплины названного модуля (среди выпускников — один из десяти).
Бóльшая часть (70,1%) студентов программ по профилю ИИ обучаются по специальностям и направлениям подготовки в области «инженерное дело, технологии и технические науки»; примерно четверть (27,3%) приходится на математические и естественные науки; 1,4% — на науки об обществе; на остальные области образования — всего 1,2% указанной группы обучающихся. Доля инженерного дела, технологий и технических наук в структуре приема значительно выше, чем в структуре выпуска; а доля математических и естественных наук, напротив, ниже, что свидетельствует о более интенсивном наращивании объемов подготовки по профилю ИИ в сфере инженерного дела, технологий и технических наук. В структуре приема, численности обучающихся и выпуска по программам, включающим модуль по ИИ, половина приходится на инженерное дело, технологии и технические науки, довольно широко представлены науки об обществе, при этом их доля в приеме на 6 п. п. выше, чем в выпуске.
Численность прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки) по профилю ИИ за 2022 г. составила 24,4 тыс. человек, большинство из них (76%) обучались за счет бюджетных ассигнований. Для 53% из 21,6 тыс. слушателей программ, содержащих модуль по ИИ, финансирование обучения осуществлялось из собственных средств вузов. В структуре обученных по программам по профилю ИИ доминируют работники образовательных организаций (81%), каждый десятый является работником предприятия, 8% приходится на студентов вузов, еще 2% — на слушателей других категорий. Среди обученных по программам, содержащим модуль по ИИ, доля представителей образовательных организаций почти вдвое меньше (42%), тем не менее их большинство. Работники предприятий и студенты вузов обучались по программам с модулем по ИИ заметно чаще, чем по профилю ИИ.
В вузовском секторе дополнительное профессиональное образование в области ИИ пока развивается медленно. Бóльшая часть обученных по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки приходится на работников образовательных организаций. С одной стороны, полученные данные могут указывать на недостаточный интерес работников производственного сектора к освоению технологий ИИ, что может затруднить внедрение ИИ в различных отраслях экономики. С другой — навыки работы с ИИ можно получить не только в вузах, но и на других образовательных площадках, в том числе онлайн-платформах.