Многие компании выбирают ИТ-услуги по подписке. Среди преимуществ такого подхода — быстрое внедрение, возможность протестировать сервис, относительно низкая стоимость по сравнению с разработкой собственного продукта. Но при внедрении можно столкнуться с неожиданными проблемами: отсутствие понимания задач и потребностей компании, недостаточное понимание специфики отрасли и как следствие — несоответствие ожиданиям от цифровизации. Рассмотрим, как этого избежать и найти надежного партнера.
Репутация компании и медийность: сервис на слуху и о нем говорят
Один из важных критериев надежной компании — ее медийность и узнаваемость на рынке: создатели выступают на отраслевых конференциях, охотно делятся опытом и экспертизой. Важно также обратить внимание на отзывы от пользователей, особенно на отзывы о техподдержке. Не менее важно наличие у компании программы лояльности, когда действующим клиентам предлагаются бонусы за рекомендации: хороший сервис клиентам обычно не стыдно рекомендовать, поэтому компании, уверенные в качестве своего продукта, это поощряют.
Клиенты и реализованные кейсы, которые подтверждают эффективность
У сервиса могут быть заманчивые обещания и красивые презентации, однако реальные цифры всегда говорят больше слов. На этапе переговоров запрашивайте у компании данные, которые она может предоставить: показатели роста от предыдущих клиентов в результате внедрения решения и соответствие поставленным целям, ощутимый и измеримый результат от использования платформы. Очевидно, предпочтение стоит отдать сервису с портфелем клиентов и реализованных кейсов и высоким показателям успеха по завершенным в срок проектам.
Скорость развития системы
У любой успешной компании с качественным продуктом и сервисом есть здоровые амбиции и план развития на несколько лет вперед. Если хотите узнать больше о вендоре — поинтересуйтесь у его основателей и руководителей планами на развитие и проследите его путь от старта до текущего дня. Как и с какой скоростью компания развивает сервис? Если она «застряла» на том же этапе развития, что был в начале запуска, и не развивается — это не очень хорошо. Заинтересована ли она в росте и улучшении сервиса и как часто предлагает клиентам масштабные обновления? Это позволит оценить, как компания относится к запросам клиентов и намерена ли работать над совершенствованием сервиса и предлагать новые возможности и пути решения. Если обновления случаются реже чем раз в полгода, или компания об этом нигде не рассказывает — это может быть тревожным сигналом.
Какой SLA предлагает поставщик
Еще один ключевой критерий для выбора надежного поставщика ИТ-услуг — SLA (service level agreement, соглашение об уровне сервиса). Это формальный договор между заказчиком услуги и её поставщиком, в котором зафиксирован уровень качества предоставления услуги. Какое время предусмотрено для ответа от поддержки и какое среднее время решения проблемы? Компания-партнер, нацеленная на результат, обеспечивает круглосуточную доступность техподдержки и оперативно, максимум в течение суток, отвечает на возникшие вопросы. Сколько лицензий выдается на компанию за подписку? Важно, чтобы в компании доступ к сервису был обеспечен всем задействованным подразделениям. Насколько поставщик помогает интегрировать решение в жизнь компании? Партнер, заинтересованный в результате, максимально вовлечен в процесс интеграции сервиса. Это основные вопросы, которые нужно задать потенциальному партнеру о качестве сервиса.
Опыт компании в конкретной сфере
Цифровизация сегодня касается практически всех сфер жизни, однако в каждом секторе — будь то строительство, сельское хозяйство или промышленное производство — есть своя специфика, которую айтишники просто не могут и не должны знать. Если у компании или ее руководителей есть опыт в интересующей вас индустрии (например, строительстве), результат работы вас вряд ли разочарует.
Прежде чем приступить к поискам поставщика, четко определите свои бизнес-потребности, цели и ожидания от нового ИТ-решения — от этого напрямую будет зависеть результат поиска.
Об этапе поиска поставщика ИТ-решения: что важно знать
Изучите предложения, опыт и кейсы потенциальных поставщиков, обязательно запросите предложения с ценами и всей необходимой информацией и демонстрацию решений, договоритесь о пилотном запуске. Для строительных проектов, например, цены за подписку на решения начинаются от 10 тыс. руб. в месяц и могут доходить до 500 тыс. руб. Не стоит ориентироваться на слишком низкую стоимость: в стоимость решения от надежного поставщика обычно входят и услуги консалтинга и полное сопровождение внедрения. Важно перед началом сотрудничества убедиться в том, что условия сотрудничества понятны и прозрачны и соответствуют вашим ожиданиям.
Определившись с сервисом, который планируете внедрять, можно переходить на этап переговоров и пилотного запуска. Обычно он длится от двух недель до месяца. На этом этапе продолжайте присматриваться к потенциальному партнеру. Как еще на берегу, на ранних этапах взаимодействия понять, что компания-поставщик решения будет хорошим партнером? Если на этапе продаж представители компании говорят с вами на одном языке и нет никаких заумных и пафосных слов, значения которых вы не понимаете — скорее всего, и дальше во взаимодействии все будет просто, прозрачно и понятно. Если на этапе пилота вы видите максимальную вовлеченность партнера в процесс, а поддержка не ограничивается форматом «вопрос-ответ» — вероятно, и дальше компания будет максимально вовлечена и вы не столкнетесь с безразличием и формализованными ответами на вопросы. Взаимодействие в целом должно строиться по партнерской модели с позиции равных: вы не должны чувствовать себя отстающим школьником, которому строгий учитель объясняет правила за пятый класс.
Как и в любом начинании, успех внедрения ИТ-решения зависит не только от поставщика, но и от заказчика: руководителю важно быть максимально вовлеченным в процесс, быть искренне заинтересованным в успешном внедрении. А следуя представленным выше рекомендациям, вы сможете сделать правильный выбор поставщика, который поможет эффективно и безболезненно провести цифровизацию и реализовать ваши бизнес-задачи.